Музыкальное древо Владислава Агафонникова

Дата публикации: 18 мая 2021

На проигрывателе крутится пластинка с пушкинской сказкой «Царь с царицею простился…» Захватывающий сюжет не отпускает, равно как и мелодии, «рисующие» колоритных персонажей стихов. Соло нежной флейты и партию бойкого рожка мастерски выписал профессор Московской консерватории, композитор и дирижёр Владислав Агафонников. 18 мая маэстро исполняется 85 лет.
Владислав Германович написал немало произведений для детей, но центром его музыкальной вселенной стало хоровое творчество. Агафонникову одинаково легко удавались обработки русских народных песен и духовные песнопения. Они были в крови Агафонникова в прямом и переносном смысле этого слова. Дед Владислава был священником: отец Николай прекрасно пел и руководил церковным хором. Все его шестеро детей были вокально одарены, а Герман, отец нашего героя работал главным хормейстером Театра оперетты Москвы и служил регентом в храме.
В 1944 году Владислава зачислили во вновь образованное Московское хоровое училище. Его основатель, дирижёр и педагог Александр Васильевич Свешников был непререкаемым авторитетом не только среди коллег, но и руководителей страны. Советские войска ещё продолжают сражаться с фашистами на всех фронтах, а в Первопрестольной набирают одарённых мальчиков для обучения не только хоровому делу, но и высшим культурным материям. Свешников подтянул в учебное заведение весь цвет Синодального училища, держателей великих традиций русского певческого искусства. Ни одного случайного педагога, равно как и ученика в «хоровушке» не может быть по определению. Однокашниками Владислава Агафонникова оказались, в частности, Вадим Судаков и Владимир Суханов. Всем им посчастливилось стать воспитанниками мастеров, которых, в свою очередь, учили профессии представители дореволюционной дирижёрско-хоровой школы. Цепочка поколений неразрывна. В этой крепкой связке единомышленников 10 лет находится Владислав Агафонников. Парень пребывает в атмосфере запредельного по силе творческого духа. Ему хочется не только дирижировать, но и сочинять музыку, играть на фортепиано.
Агафонников в 1954 году становится студентом Московской консерватории сразу по двум специальностям. Композиции он учится у Виссариона Шебалина, мастера масштабных форм, курс фортепиано постигает у тонкого романтика Якова Зака, воспитанника «самого» Генриха Нейгауза. Юный Агафонников купается в мощнейшем потоке знаний, захвативших его с головой во время встреч с педагогами-легендами. В его судьбе, как в точке золотого сечения, сошлись природный талант, прекрасные гены, преподаватели-уникумы.
Владислав Германович пробует себя в самых разных жанрах, пишет 9 опер, и одна из них называется «Хористка». Мастер «выдает» в себе человека, чье сердце навсегда осталось в Московском хоровом училище. Соратником Агафонникова стал ещё один выпускник знаменитого учебного заведения, Лев Конторович, художественный руководитель одного из коллективов радио «Орфей» — Академического большого хора «Мастера хорового пения». Лев Зиновьевич неизменно включает в концертные сезоны сочинения Владислава Агафонникова. Хоровое братство оживает в превосходных трактовках таких сочинений, как «Вокализ памяти брата», «Дорожная» на стихи Вознесенского, зажигательной миниатюре «Как на Волге волны бьют» и драматичном послании «Куда б ни шёл, ни ехал ты…» на стихи Исаковского. В них Агафонников хочет наладить диалог с молодым поколением самым демократичным и совершенным инструментом общения — человеческими голосами, слившимися в хоре.
Текст: Ирина Столярова

Последние события

5 августа 2021

«Мастера» в защиту древностей

Академический большой хор «Мастера хорового пения» выступает в Калининградской области 5 и 6 августа. Деньги от продажи билетов идут на восстановление архитектурного наследия региона.