Генрих Великий
Выдающийся пианист 20 века Генрих Нейгауз отличался неповторимой манерой игры и ярким характером. Он вошёл в историю русской музыкальной культуры и как крупнейший исполнитель, и как педагог, создавший свою педагогическую систему.
Секрет успеха Нейгауза заключался в его феноменальной памяти, он помнил множество партитур, был хорошо знаком с творчеством композиторов разных эпох. В огромном репертуаре артиста было представлено всё разнообразие мировой фортепианной музыки. По исполнительскому стилю Нейгауз был романтиком, его интерпретации Брамса считаются шедеврами музыки ХХ века.
Ноглавная страсть Генриха Густавовича— музыка Шопена. С этим композитором у него было связано немало воспоминаний: ещё свои первые, детские концертные программы он составлял из композиций этого польского автора. И позже на протяжении всей жизни Нейгауз обращается к Шопену, делает несколько редакций множества его произведений. А ещё исполняет Скрябина, Шумана, Бетховена, Листа, играет произведения современных композиторов. Несмотря на запреты, пианист включает впрограммы своих выступлений сочинения Дмитрия Шостаковича. Генрих Нейгауз— единственный музыкант, который в сезон 1952 года осмелился сыграть программы и всех прелюдий и фуг композитора. Пианист первым в России исполнил 24 прелюдии Дебюсси водном концерте.
Многие годы жизни Нейгауза были связаны с Московской консерваторией: с 1922 года и до конца жизни он вёл здесь класс специального фортепиано; с 1935 по 1937 год— занимал должность заместителя, а затем и директора Московской консерватории. Нейгауз стал одним из авторитетнейших профессоров.
В конце 1930-х годов под его руководством в консерватории работала высшая школа художественного мастерства.
Класс Нейгауза считался лучшим в консерватории, в него стремились попасть желающие не только со всей страны, но и из заграницы.Онучил «чувствовать музыку», понимать особенности музыкального видения композитора, проникать в его творческий замысел. Среди выдающихся учеников: Эмиль Гилельс, Яков Зак, Святослав Рихтер.
Нейгауз не только увлечённо проводил занятия по«специальности», но и фундаментально изучал теоретические основы и психологию музыкального исполнительства. Результатом этих исследований и огромного педагогического опыта стала книга «Об искусстве фортепианной игры» (1958).
Современники называли Нейгауза Генрихом Великим.