Маэстро хоровых «Мастеров»
Дата публикации: 30 января 2022
30 января отмечает 75-летие народный артист России, художественный руководитель и главный дирижёр Академического большого хора «Мастера хорового пения» Лев Зиновьевич Конторович.
Сама судьба привела Льва Конторовича в 2005 году в Академический большой хор «Мастера хорового пения». Ему повезло учиться у создателя коллектива Александра Васильевича Свешникова. Училище, в котором растил таланты гуру хорового искусства, располагалось в районе Красной Пресни, недалеко от места, где появился на свет будущий дирижер 30 января 1947 года.
В мир полный музыки Лёва Конторович попал с рождения. В доме всегда звучали песни. Мальчиком он бегал на концерты маминой старшей сестры. Она солировала в самодеятельном хоре при заводе, выпускавшем аппаратуру для космических ракет. Дедушка — гармонист-самоучка из рязанской деревни — играл на свадьбах, юбилеях, днях рождениях. Не зная нот, подбирал на слух любой мотив. Лёва очень любил петь под дедов аккомпанемент. Особенно ему удавалась песня «Вижу чудное приволье». Именно с ней он пришел в хоровое училище, так он стал воспитанником школы Свешникова.
Лев Зиновьевич вспоминает годы учебы с восторгом и благодарностью. Александр Васильевич Свешников — непререкаемый авторитет. Он строг и требователен. Сам много работает и ждет того же от своих подопечных. Педагоги занимаются вокалом индивидуально с каждым учеником. Всё, чему учили, остается в памяти на всю жизнь.
В стенах училища Лёва прикоснулся к миру духовной музыки. В СССР церковь была под запретом. Глубоко верующий Свешников разучивал с мальчишками религиозные песни, положенные на светские тексты.
Интерес к духовной культуре Лев Конторович сохранит на всю жизнь. Будучи студентом консерватории, ходит на репетиции «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова, когда власти разрешают Свешникову записать выдающееся творение. Позже Конторович назовет «Всенощную» вершиной русской хоровой музыки. Много раз исполнив её, он скажет, что без веры петь духовную музыку просто нельзя.
В консерватории Льва Конторовича учит выдающийся мастер хорового дирижирования Клавдий Борисович Птица. Напротив хорового класса располагается симфонический, где царствует воспитавший плеяду прославленных дирижёров Лео Гинзбург. Стремящийся к новому студент впитывает его уроки. Еще он занимается инструментовкой у Альфреда Шнитке. Пробует себя в композиции. Альфред Гарриевич пытается увлечь юношу авангардом. Спустя годы Конторович организует камерный хор при институте Шнитке. Позже, уже с «Мастерами» он исполнит музыку наставника. Опыт, полученный у Шнитке, Конторович реализует на практике, перекладывая для хора народные песни, мировую музыкальную классику. Прелюдии и фуги Баха в его транскрипции становятся образцовыми.
После консерватории, которую окончил с отличием, молодой дирижер возвращается в родное училище. С тех пор он растит новое поколение музыкантов как педагог и дирижер хора мальчиков. После создания на базе училища Академии Конторович возглавляет кафедру хорового дирижирования. Три десятилетия он выпускает профессионалов в большой мир.
С середины девяностых Лев Зиновьевич преподает в Московской консерватории. Он профессор. В начале нулевых Борис Тевлин передает ему кафедру современного хорового исполнительства. Конторович обучает студентов музыке наших дней. Сегодня он заведует кафедрой хорового дирижирования. Одаренная молодежь, воспитанная Конторовичем в училище, академии, консерватории работает в ведущих коллективах страны и мира. Многие выпускники двух учебных заведений являются артистами Академического большого хора «Мастера хорового пения». Авторитет «Мастеров» растет. Сегодня певцы поражают публику бесподобным созвучием голосов. Они выступают в престижных залах России и зарубежья на одной сцене с маститыми коллективами и звездами академической музыки. Современные классики и молодые композиторы доверяют им премьеры своих новых произведений.
Текст: Наталья Оганджанянц
Последние события
Россияне выбирают культуру
Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.
«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»
«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».
Интерес к творчеству Шнитке
Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.