Дмитрий Китаенко: «Дирижирование — это дело всей жизни»
Дата публикации: 18 августа 2020
Замечательный оперный и симфонический дирижёр Дмитрий Георгиевич Китаенко отмечает 18 августа своё восьмидесятилетие.
В 2015 году на церемонии награждения Международной классической музыкальной премии ICMA самую почётную награду «За дело всей жизни» вручили Дмитрию Китаенко. Во время интервью с председателем жюри он сказал: «Мы не бережём нашу профессию. Сегодня любой пианист, скрипач, духовик или ударник может стать дирижёром, словно для этого не требуется никакого профессионального многолетнего обучения. Самое важное для меня — исполнять произведения глубоко и основательно». Своей профессии Китаенко посвятил всю жизнь без исключения.

В семье будущего дирижёра не было музыкантов, но было фортепиано. В послевоенном Ленинграде, где было сложно достать игрушки, занятия на инструменте стали любимым времяпрепровождением мальчика. Китаенко выбрали из сотни детей, которые претендовали на место в известной музыкальной школе — там он начал учиться одновременно пению, композиции, игре на фортепиано и скрипке. В составе Хоровой капеллы мальчик не раз пел с оркестром под управлением Евгения Мравинского(открывается в новом окне) и даже участвовал в исполнении оратории Шостаковича «Песнь о лесах», на репетициях которой постоянно присутствовал сам автор. Позднее маэстро рассказывал: «С самого начала я понял, что для меня важно не столько играть самому, — я, честно говоря, находил это довольно скучным, — сколько общаться с другими людьми и слышать, как мои идеи воплощаются музыкантами».
Китаенко начинал работать как хоровой дирижёр, а затем принял решение учиться оперно-симфоническому дирижированию в Ленинградской и Московской консерваториях. Там ему удалось попасть в программу по обмену студентами между Австрией и Советским Союзом, на год переехать в Вену и заниматься у Ганса Сваровского(открывается в новом окне) и Карла Эстеррайхера. Практически сразу по возвращению в Ленинград Дмитрий становится участником мастер-класса Герберта фон Караяна(открывается в новом окне). В тот год по просьбе Караяна Министерство культуры отправило двух слушателей мастер-класса на его первый Конкурс дирижёров в Берлине, где Китаенко сумел завоевать вторую премию. «Караяновский конкурс был самым важным событием в моей жизни. Именно тогда я почувствовал, что готов к работе и профессиональной карьере, — вспоминал Дмитрий Георгиевич. — Караян сказал лауреатам, что отныне мы все его дети и можем связаться с ним, если у нас когда-то возникнут вопросы».
После этого успеха карьера молодого маэстро начала стремительно расти. Уже в 29 лет он становится главным дирижёром Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а затем — художественным руководителем оркестра Московской филармонии. Вместе с этими коллективами Китаенко постоянно выступал в Москве и много гастролировал по миру, записывался на телевидении и радио.
За свою долгую карьеру Дмитрий Георгиевич дирижировал всеми симфоническими произведениями Рихарда Штрауса, провёл российскую премьеру Восьмой симфонии Малера. Его дискография включает полные записи симфоний Римского-Корсакова, Скрябина, Рахманинова и Прокофьева, а также множество других произведений. С 1990 года он постоянно работает за границей — Китаенко был главным дирижёром многих известных коллективов, в том числе симфонического оркестра Франкфуртского радио, Бергенского и Бернского филармонического, а также симфонического оркестра Корейской Радиовещательной Корпорации. Сегодня Дмитрий Китаенко — признанный исполнитель русской музыки за пределами нашей страны: «Западные оркестры хотят аутентичного интерпретатора русской музыки. И я должен сказать, что довольно большая часть нашей классики ещё мало известна в Европе. Поэтому я читаю, что для меня это своего рода миссия — дирижировать этой музыкой и сделать её более популярной».
Последние события
В Театре наций проведут благотворительный показ
Театр наций 9 мая устраивает благотворительный показ спектакля «Моими глазами». Над постановкой работал лауреат Премии Президента России для молодых деятелей культуры Дмитрий Сердюк.
285 лет со дня рождения Джованни Паизиелло
285 лет назад родился один из самых известных представителей неаполитанской оперной школы — Джованни Паизиелло.
9 мая исполняется 105 лет со дня рождения Олега Бошняковича
Сегодня исполняется 105 лет со дня рождения Олега Бошняковича, одного из крупнейших отечественных пианистов поколения, представленного Рихтером, Гилельсом, Обориным, Флиером.