Герберт фон Караян: гениальное чудовище
Герберт фон Караян был не только выдающимся дирижёром XX века, хранителем традиций своих предшественников, но и реформатором. Его увлечённость студийной работой предопределила развитие индустрии звукозаписи задолго до того, как классика появилась в соцсетях, в различных версиях гаджетов и наушниках поколения Z. Как и многие гении, австриец стал рабом собственного уникального дара и продвигал его небезупречным путём.
Только ленивый не критикует музыканта за «сделку» с режимом Гитлера и собственной совестью. Присягнув в 1933 году Третьему Рейху, Караян за три месяца до окончательного разгрома фашистов сбежал от своих покровителей в Италию. Удивительно, но его никто не искал, чтобы воздать по заслугам. Лишь советская оккупационная администрация настаивала на том, чтобы Караяна отлучили от профессии.
В год 75-летней годовщины Великой Победы над фашизмом, наверное, цинично и неуместно рассуждать о том, как много потеряла бы музыкальная культура с уходом из неё Караяна. Тем более, в середине 50-х годов дирижёр с успехом давал на территории ГДР концерты с советскими артистами. В 1962 году маэстро приехал в СССР с Венским филармоническим оркестром, спустя два года его с почестями принимали в Москве вместе с Ла Скала, а в 1969 году он гастролировал в нашей стране вместе с Берлинским филармоническим.
К тому моменту Караян уже превратился в «священное чудовище»: дирижёр мучил всех музыкантов, с которыми работал, добиваясь феноменального звука своим отточенным жестом и волевым прочтением партитуры. Однако находились смельчаки, кто умудрялся критиковать выпускника знаменитого Моцартеума за слишком прямолинейную трактовку многих шедевров классики, отмечая, что ажурные произведения Моцарта, густые полотна Вагнера и изысканные нотные тексты Равеля он пишет одинаковым стилистическим «мазком». Караяна корили за то, что в его репертуаре была в основном музыка, написанная до середины XX века, забыв прикрепить к этой тираде список исполняемых композиторов.
Он возглавлял Берлинский филармонический оркестр 35 лет, превратив обанкротившийся как в музыкальном, так и финансовом плане коллектив в образцово-показательный союз единомышленников. Караян создал Зальцбургский фестиваль и руководил проектом 33 года до момента своей кончины в 1989 году. Мероприятие было его вотчиной, а дирижёр — главным двигателем каждого без исключения представления. Кому не нравился такой порядок вещей, предпочитали молчать — дискуссии и Караян были вещами несовместными. Концертмейстер Берлинского филармоникера, в частности, вспоминал, что спорить с дирижёром было невозможно, потому, что он был прав, даже если и ошибался.
Текст: Ирина Столярова
«Главным дирижером Европы» назвал однажды Караяна один из видных музыкальных критиков. И это действительно так— Караян возглавлял большинство лучших европейских оркестров: Лондонской, Венской и Берлинской филармоний, Венской оперы и миланского театра «Ла Скала», музыкальных фестивалей в Байройте, Зальцбурге и Люцерне, Общества друзей музыки в Вене… Многие из этих постов Караян занимал одновременно, едва успевая перелетать на своем спортивном самолете из одного города в другой, чтобы провести репетицию, концерт, спектакль, запись на пластинки. Но он успевал всё это и, кроме того, ещё интенсивно гастролировал по всему миру.
Караян сыграл важную роль в закреплении формата цифровой аудиозаписи на компакт-диски. Своим авторитетом он способствовал признанию этой новой технологии воспроизведения звука и участвовал в первой пресс-конференции, посвященной выпуску цифровых аудиозаписей на компакт-дисках.
Перечислять всё, что исполнял дирижёр, — значит вспоминать всё лучшее, что есть в музыкальной литературе. Караян записал практически весь свой обширный репертуар, основу которого составляет австро-немецкая музыка от Баха до Орфа.