«Другой хор» Александра Рыжинского

Дата публикации: 14 апреля 2021

Один из коллективов Гнесинки — Гнесинский ансамбль современной хоровой музыки «Altro coro» — отмечает первое десятилетие творческой работы. Накануне юбилейного вечера, который состоится 21 апреля в концертном зале «Генсинский на Поварской», журналист радио «Орфей» Андрей Ноздреватых побеседовал с создателем и руководителем ансамбля современной хоровой музыки, ректором Российской академии музыки имени Гнесиных, доктором искусствоведения, профессором Александром Рыжинским.
А. Ноздреватых: Александр Сергеевич, давайте вспомним, с чего всё начиналось. Создать коллектив — это одна из сложнейших и важнейших задач для дирижёра, потому что без коллектива дирижёр не дирижёр. Как создать коллектив? А главное — как его сохранить?
А. Рыжинский: Здесь универсального рецепта нет. В моей жизни это получилось в большей степени случайно, хотя в чём-то и закономерно. В 2009 году, когда я пришёл работать на кафедру хорового дирижирования, наш заведующий кафедрой Народный артист России Станислав Дмитриевич Гусев находился в поиске новых путей. Он тогда задал нам вопрос: «Как вы видите будущее кафедры»? Я помню, что я ответил: «Я готов создать ансамбль современной музыки, который ориентирован на исполнение сочинений, практически не звучащих в нашей стране, и готов его возглавить». И Станислав Дмитриевич мне сказал: «Если действительно можешь, начинай делать». Меня также поддержала декан, Маргарита Михайловна Апексимова, так что административная помощь у меня была. Так всё и началось.
А вот вопрос сохранения коллектива — это вопрос мотивации: на что ориентироваться, к чему стремиться. И здесь нам повезло. Мы сразу вошли в довольно активное фестивальное движение — победы на конкурсах в Праге, в Линце, в Вене. И это заряжает позитивом и верой в то, что очень важная часть жизни коллектива — фестивальная — продолжится и приведёт к новым высотам. Кроме того, исполнение премьер, интересное общение с композиторами и симфоническими дирижёрами в рамках совместных программ тоже поддерживает коллектив.
«Другой хор» Александра Рыжинского
А. Ноздреватых: Название коллектива — «Altro coro» — можно перевести как «другой хор», «иной хор». Почему название на итальянском и в чём инаковость коллектива?
А. Рыжинский: Я очень люблю итальянский. Моя докторская диссертация как раз посвящена итальянской хоровой музыке XX века, причём в основном авангардной.
Почему именно «другой хор»? Мне нравится двусмысленность, многоуровневость этого названия. Во-первых, у нас есть основной хор академии — Академический хор дневного отделения. Это большой хор, состоящий из восьмидесяти певцов, — очень работоспособный, техничный коллектив. Во-вторых, «другой хор» — это ещё и поворот к определённой музыке. В своё время была такая рубрика — «Другое кино». Под этим названием выходили видеокассеты, DVD-диски с записями фильмов Федерико Феллини, Эмира Кустурицы, Ким Ки Дука, а также малоизвестных в наше стране режиссеров. Благодаря этому мы знакомились с малоизвестными именами и узнавали элитарное, даже авангардное кино. Поэтому «другой хор» — это ориентация на другой репертуар, то есть на тот, который в основном не звучит, потому что отпугивает своей интеллектуальной сложностью, техническими деталями, выходящими за пределы обычного хорового исполнительства.
Всё это вместе и привело меня весной 2011 года к мысли назвать коллектив «другим хором», причём по-итальянски — «Altro coro». Мне кажется, красиво звучит.
«Другой хор» Александра Рыжинского
А. Ноздреватых: Основа репертуара вашего коллектива — сочинения современных композиторов. На мой взгляд, изучение такого репертуара — сверхтрудная задача. А когда речь идёт о зарубежной музыке, задача усложняется вдвое: мало того что музыкальный язык непривычен, надо ещё и петь на незнакомом иностранном языке. Как вы учите репертуар и насколько больше времени и усилий приходится затрачивать на подготовку новой программы, состоящей из современной музыки, по сравнению с классической программой?
А. Рыжинский: Современная музыка — она же разная. Есть сочинения, которые по сложности своей не превосходят произведения классического репертуара. А есть авангардная и поставангардная музыка, которая требует особого отношения и особых методик изучения. Мы начинали с определённых интонационных упражнений, я отдельно продумывал ритмические ряды, чтобы обучить входить в сложные ритмы. Но сегодня у нас уже выработан навык в относительно короткий срок справляться со сложным репертуаром. Хотя есть пьесы, которые отнимают большое количество времени и сил, занимая в концертном исполнении меньше минуты. Я вспоминаю, например, пьесу Софии Асгатовны Губайдулиной — «Конь» из цикла «Посвящение Марине Цветаевой». Этот номер звучит секунд сорок — сорок пять. А чтобы изучить эту музыку, понадобилось три месяца интенсивного труда.
Исполнение сложной авангардной музыки — особая ипостась жизни музыканта. И я думаю, что, выбирая для себя определённое стилевое направление, важно находить что-то интересное и в иных музыкальных стилях. К примеру, наш ансамбль в своём концерте может исполнять сочинения поствоенного авангарда и после этого переходить к музыке минимализма, новой простоты и неоромантизма, которая ясна и понятна и в какой-то степени служит разрядкой для слушателя.
Годы нашей работы — это большая школа жизни, причём не только для меня, но и для тех певцов, которые поют у нас уже пять, шесть, семь, а то и все десять лет, то есть от начала. Они сегодня уже не нуждаются в особых методах и отдельных упражнениях: они, собственно, сами ими владеют.
А. Ноздреватых: А как вы подбираете репертуар? Где берёте ноты?
А. Рыжинский: Сегодня благодаря информационным технологиям находить новые имена в той или иной стране не составляет труда. Да и ноты сейчас можно купить практически любые. Было бы желание их приобрести.
А. Ноздреватых: Вы сказали, что у вас есть певцы, которые с вами с самого начала. Но всё равно ваша база — это студенты академии и аспиранты, а следовательно, возникает текучка. С одной стороны, это здорово: коллектив всё время молод. С другой стороны, наступает новый репетиционный сезон, приходит новый певец — и вам надо снова объяснять ему все те истины, которые хорошо известны «старичкам». Как вы с этим справляетесь? Передают ли молодым свои знания те, кто с вами уже долго? Какие традиции сложились в коллективе и как подбираете себе певцов?
А. Рыжинский: Судьба любого учебного хора кому-то может показаться сложной: ты постоянно меняешь певцов, и в итоге тот хор, который был, скажем, пять лет назад, как правило, не совпадает с сегодняшним хором. Но в этом есть и плюсы. Мы с вами понимаем, что как мы называем коллектив, так он себя и ведёт. Если мы называем коллектив «другой хор», то мы действительно каждый год видим его другим. Тот хор, который пел в 2011 году, тот хор, который записывался в 2014, когда мы победили на конкурсе Франца Шуберта в Вене, и тот хор, который есть сейчас, — это три разных хора, три других хора. И каждый раз ты говоришь: «Это другой хор».
Задачу, связанную с передачей новичкам информации и знаний, во многом решают сами певцы. Ведь сегодня в составе ансамбля не только студенты (причём студенты первого курса), но и ассистенты-стажёры и даже два преподавателя, которые когда-то пели у нас, будучи первокурсниками. И поэтому сейчас мне даже легче. Это как в многодетной семье. Когда рождается первый ребёнок, кажется, что жизнь изменилась, разделилась на до и после. Когда рождается второй, как ни странно, становится в чём-то легче. А дальше — ещё легче, потому что подрастающие дети во многом помогают справляться с младшими и даже в определённых вещах становятся более эффективными педагогами, нежели сами родители, они ближе по восприятию и лучше могут что-то показать, подсказать.
Когда более опытные и более молодые участники ансамбля взаимодействуют между собой внутри партии, они передают свой опыт через звук, через ухо, как в хоре всегда и бывало. Я как воспитанник мальчиковой капеллы это хорошо помню. Ты приходишь, старшие ребята вводят тебя в курс и постоянно тебя контролируют. И хормейстер тобой реально не занимается, потому что в основном твоё дальнейшее взросление зависит от умения встроиться в ансамбль не только в смысле певческом, но и в смысле общения.
Поэтому самая главная традиция ансамбля — это тёплый приём любого, кто входит в его состав. И это коллектив не по расписанию, а по желанию, коллектив единомышленников. Он таким был и таким остаётся. И я горжусь тем, что мы сохраняем меру свободы и творчества, не зацикливаясь на выполнении учебного плана. Главные наши принципы — это доброта и профессионализм.
«Другой хор» Александра Рыжинского
А. Ноздреватых: Вопрос, без которого интервью с творческим человеком невозможно. Какие у вас планы?
А. Рыжинский: Самое главное — победить коронавирус и наконец-то снова устремиться в наши большие творческие проекты не только с замечательными российскими мастерами, но и с нашими друзьями за рубежом. У ансамбля за эти годы сформировался свой круг настоящих друзей, которые готовы работать вместе с нами в единых творческих проектах. И конечно, очень хочется вернуться к привычной для нас активной жизни, когда есть и фестивали, и большие проекты в различных странах — в Швейцарии, в Австрии, в Германии. Хочется рассказать и показать, что Россия — это государство, которое открыто всему. Да, у нас есть сильнейшая национальная композиторская школа. Но в то же время есть понимание и восприятие других национальных школ, школ первого, второго авангарда. Когда приезжаешь на фестивали и даёшь концерт, где в первом отделении звучат шедевры русской музыки, а во втором — сочинения, которые ярко характеризуют Западную Европу, — это свидетельство хорового единения, мировой хоровой гармонии, и в то же время это большой подарок нашим зарубежным друзьям.
А. Ноздреватых: И завершающий вопрос. Хористы, как и оркестранты, коварные люди: они на репетициях любят записывать перлы дирижёров. А ваши ребята записывают ваши изречения во время репетиций или вы строго контролируете себя даже в творческом запале?
А. Рыжинский: Удивительно, никогда на эту тему не задумывался. Было бы интересно задать моим певцам этот вопрос. Я сам отношусь к этому с полным пониманием, потому что сам за своими учителями записывал не только важные мысли, которые мне потом помогут, но и какие-то перлы, которые даже точнее донесут мысль, чем правильное по форме объяснение со всеми терминами. Я не тот человек, который полностью контролирует свою речь на репетициях. Бывает, и словеса не самые приличные вылетают, но ничего, как-то с этим живём. Все понимают, что это нормальный, обычный творческий процесс. Может быть, когда-нибудь я и узнаю о записанных за мной фразах. Вообще было бы интересно посмотреть на себя со стороны!
Фото с сайта «Altro coro»

Последние события

Философия культуры на берегах Балтики

«Балтийский культурный форум» является драйвером развития региональной культуры, заявила министр культуры Ольга Любимова на пленарном заседании форума.

«Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера»

В Пушкинском музее в честь 150-летия импрессионизма запускают цикл просветительских мероприятий, на которых расскажут об особенностях живописи импрессионистов.

На ВДНХ напишут «Тотальный диктант»

ВДНХ станет одной из площадок проведения ежегодной образовательной акции «Тотальный диктант», которая в этом году отмечает 20-летие.