Звуковая половинка Феллини

Дата публикации: 9 ноября 2021

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Они встретились в самом начале 50-х в послевоенном Риме. Будущий пятикратный «оскароносец», классик мирового кино и будущий «крёстный отец киномузыки». Однажды один из них вышел на улицу после работы в легендарной итальянской киностудии Чинечитта, а другой в это время стоял на ближайшей к ней остановке городского транспорта. Странный маленький человек с беззащитной, доброй улыбкой. Он ожидал трамвая, который никогда в этом месте не останавливался, потому что ходил по другому маршруту. Но случилось необъяснимое: через какое-то время, как будто по заказу этого чудака, подошел нужный номер. Вот так познакомились Федерико Феллини и Нино Рота. Обычная остановка соединила их творческую жизнь почти на 30-ть лет и стала подарком судьбы для обоих. 17-ть совместных картин, да каких! «Амаркорд», «8 ½», «Ночи Кабирии», «Репетиция оркестра», «Сладкая жизнь»…
Фильм «Дольче вита» о богемной жизни. Пересматривать его можно снова и снова, и каждый раз удивляться. Как же точно Нино Роте удалось понять образ главного героя — красавца с усталыми глазами Марчелло Мастроянни и «встроиться» в тональность всей картины. А режиссер каким-то непостижимым образом смог объяснить композитору, что ему нужна музыка не просто легкомысленная, но в то же время, грустная! На помощь пришла известная мелодия из «Трёхгрошовой оперы» Курта Вайля. Нино Рота переработал песенку «Мекки — Ножа» и получился шедевр.
Звуковая половинка Феллини
Режиссер и композитор всегда мыслили в одном направлении и даже «дышали в унисон». Не зря музыкального гения называли «звуковой половинкой» Феллини. Великий мастер кино даже отказывался снимать фильм, если музыку к картине писал кто-то другой. Но при этом Феллини и Нино Рота кардинально отличались друг от друга.
У одного образование весьма скромное — монастырский колледж и неполный курс юридического факультета. У другого — Миланская и Римская консерватории, а также знаменитый американский Институт Кёртиса.
Прежде, чем стать режиссером, один сменил множество профессий — писал статьи, фельетоны, куплеты в варьете, рисовал карикатуры для журналов, писал сценарии. Другой никогда и ничем не занимался, кроме музыки. Почти тридцать лет был директором консерватории в небольшом портовом городке Бари на юге Италии.
У них была разница в возрасте всего в девять лет. Нино Рота — старше, но выглядел он намного моложе своего респектабельного друга. Федерико был статный, высокий, брутальный, темноглазый, с копной прекрасных черных волос, бровями вразлёт и чеканным профилем. Нино — маленького роста, очень худой, с русыми волосами и светлыми, ясными глазами. Один — эксцентричный, волевой, скандальный, с трудом находил общий язык с актёрами. Другой — мечтатель и фантазёр, замкнутый и неразговорчивый. Один раздавал интервью направо и налево, о нем написаны книги, множество статей. О другом неизвестно практически ничего, лишь скромный текст в википедии. Один одевался ярко, дорого, модно и вызывающе — знаменитые красные кашемировые шарфы, черные объёмные пальто и белые шляпы. Другой предпочитал не выделяться из толпы, носил строгую классику.
Один не любил академическую музыку, не ходил в оперу. Другой равнодушно относился к кино, иногда даже засыпал на просмотрах. Наверное, поэтому съёмки фильмов проходили параллельно с созданием саундтреков. Это уникальный случай в мировой киноиндустрии. Джульетта Мазина — жена Феллини и его муза — рассказывала, как это было.
Обычно Феллини быстро ходил по комнате и зачитывал сценарий. При этом он изображал на разные голоса диалоги героев будущего фильма. Нино Рота в это время сидел за роялем и импровизировал. Иногда он перемещался в кресло, закрывал глаза и казалось, что композитор спит. Но если что-то интересное неожиданно приходило в голову, то он менялся в лице, вскакивал, начинал напевать мелодию и размахивать руками. Вот так они проводили время целыми днями напролёт. До тех пор, пока не получался идеальный саундтрек.
Федерико Феллини и Нино Рота спорили, иногда даже ругались, но это никогда не омрачало их дружеских, очень теплых отношений. Композитор ушел внезапно, в конце 70-х, во время работы над очередным фильмом Феллини. «Когда он умер, то оставил мне лишь царство молчаливых теней», — горькое признание великого режиссера. Он проживет без своего Нино почти 15 лет, и в конце оставит завещание — на похоронах должна звучать музыка друга и любимого композитора Нино Роты. Последнюю волю Феллини исполнили. Это была самая странная в мире траурная месса. Во время богослужения неожиданно умолкали голоса певчих, и под сводами храма раздавались звуки прощального марша клоунов из бессмертного шедевра «8 ½».

Последние события

Василий Петренко поделится опытом с коллегами из Армении

Василий Петренко поделится опытом с коллегами из Армении. Маэстро станет наставником в Академии молодых дирижёров, которая откроется в Ереване 2 июля и продлится пять дней.

В Петергофском дворце зазвучат панно

Студенты Петербургской консерватории дадут концерт в Белом зале Большого Петергофского дворца. Музыканты исполнят сочинения по нотам, изображённым на двух панно Дубового кабинета Петра Великого.

Фотовыставка, посвящённая Василию Лановому

Выставка, посвящённая творчеству народного артиста СССР Василия Ланового, развернулась на Арбате в Москве. Представлены кадры и спектаклей и фильмов, в которых играл актёр.