Вайль Курт

02.03.1900 – 03.04.1950
  • Германия
Без него мы вряд ли бы знали Бертольда Брехта. Ведь именно он написал музыку к «Трехгрошовой опере». Его песни исполняли Луи Армстронг, Нина Симон и Фрэнк Синатра.
Курт Вайль родился в еврейской семье главного кантора синагоги в Дессау. Учиться играть на фортепиано и сочинять музыку начал в 12 лет. Его первая законченная работа — «Ми аддир. Еврейская свадебная песня» — написана в 1913 году. Достигнув совершеннолетия, Вайль принимает решение продолжить учиться музыке и отправляется в Берлин, где его учителем становится Хумпердинк. Сперва юный композитор в творческих поисках во многом подражает Стравинскому, но вскоре находит собственный стиль.
После Первой мировой семья Вайля испытывает финансовые трудности, и молодой человек возвращается на малую родину, чтобы работатьв Театре Фридриха и помогать родным. Он продолжает сочинять. За год пребывания в Дессау появляются Оркестровая сюита ми-бемоль мажор, Симфоническая поэма, посвящённая Рильке и цикл из пяти песен на стихи Николауса Ленау. Перед возвращением в Берлин в 1920 году Вайль сочиняет хоровую фантазию «Суламифь» для сопрано, женского хора и оркестра.
По возвращению в германскую столицу композитор поступает в класс Феруччо Бузони и становится одним из его пяти магистрантов. 18 ноября 1922 года проходит первая премьера — детскую пантомиму «Волшебная ночь» играют в Театре на Курфюрстендамме.
В 1924 году Вайль знакомится со своей будущей супругой — актрисой и певицей Лоттой Ленья. На ней он женится дважды — в 1926 и 1937 году (после развода в 1933). После смерти Вайля его вдова будет активно способствовать распространению творческого наследия композитора и создаст Фонд Вайля.
Курт Вайль все больше увлекается вокальными опусами и музыкой для театра. Его сочинениями восхищаются Берг, фон Цемлинский, Мийо и Стравинский. Но есть и критика. Например, от Артура Шенберга, который спустя годы всё же пересмотрит своё мнение.
В 1933 Вайль бежит из нацистской Германии сперва в Париж, затем в Нью-Йорк. В Америке он открывает новые музыкальные стили и направления и даже сотрудничает с братом Джорджа Гершвина.
Когда началась Вторая мировая, Вайль выступает за то, чтобы США вступили в войну и создаёт ряд политизированных произведений, среди которых, например, Баллада о жене немецкого солдата.
После своего полувекового юбилея Вайль переносит сердечный приступ и умирает 3 апреля 1950 года в Нью-Йорке.