Клод Моне. «Пруд в Моржероне»
Дата публикации: 22 августа 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Я люблю рисовать свет». Клод Моне просыпался вместе с солнцем, быстро завтракал, выпивал бокал холодного белого вина, потом закуривал сигарету и начинал работать. До самого заката. Успеть уловить этот странный момент, когда день таинственно переходит в вечер, а вечер превращается в ночь!
Эрнст Ошеде, богатый банкир, обожал живопись неизвестных художников. Страстно покупал картины непризнанных чудаковатых, скандальных импрессионистов — мастеров, мечтавших выразить на холсте ощущения, мгновенные впечатления, настроения. Он пригласил Клода Моне, одного из «диких и дерзких» (так называли импрессионистов), в свой роскошный замок в Монжероне. Старинный парк, волшебный пруд, могучие деревья, нежные лилии.
Моне называли «Рафаэлем воды».
«Хочу делать совершенно невозможные вещи. Хочу написать воду, в глубине которой колышется трава, и загадочную женщину, которая любуется, как переливается водная гладь».
Её звали Алиса Ошеде — жена хозяина замка. Остроумная, весёлая, уверенная в себе. Любящая мать: у неё шесть прелестных детей. Превосходная хозяйка: в замке всегда идеальный порядок и вкусный обед. Она деликатно считалась со вкусами гостя. Знала, что Моне любит грибы, спаржу, чуть недоваренную, чуть сырую, и обязательно много перца, оливкового масла, душистых приправ. Он коллекционировал рецепты, и Алиса с удовольствием беседовала с ним о кулинарных секретах.
Вечерами в замке при свечах устраивались музыкальные вечера. Алиса превосходная пианистка, а Моне любил музыку. Особенно ему нравился Жорж Бизе. Если Моне казалось, что работа складывается удачно, он напевал свою любимую арию Тореадора из оперы «Кармен».
Картина «Пруд в Монжероне» очаровала семейство Ошеде. «Она украсила нашу жизнь, — говорили они, — и подарила дружбу с прекрасным художником».
Моне переживал тяжёлые времена. Его возлюбленная Камилла тяжело болела. И Алиса Ошеде любезно предложила свою помощь. Она ухаживала за больной, вела хозяйство в доме Моне, готовила еду. Она даже настояла, чтобы Моне обязательно обвенчался со своей возлюбленной: «Подумайте, она сможет предстать перед богом законной, венчанной женой».
После смерти Камиллы Алиса осталась с Моне. «Мой друг так беспомощен и так хрупок! Он не может справляться с обыденной жизнью». Муж её понял. Алиса осталась. Но при одном условии: все вещи прежней возлюбленной Камиллы будут уничтожены, сожжены. И Моне сжёг. Письма, фотографии, дневники — ничего не осталось. Всё начиналось сначала.
«Мне плохо без вас, — говорил Моне. — Одна мысль о разлуке с вами ввергает меня в безумие. Не покидайте меня никогда, Алиса!»
Они прожили вместе тридцать пять лет. Спокойно, благополучно. Алиса приносила удачу: Моне стал успешным и богатым. Он даже смог позволить себе машину с личным шофёром, большой удобный дом, сад. Его картины покупали за очень большие деньги.
Но главное, он мог работать без забот, тревог: «Я всегда занимаюсь только тем, что умею и люблю, — работаю и живу». А Алиса восхищалась: «То, что он пишет, чудо! Эти восхитительные блики, эта перламутровая вода! Только он один способен передать всё то волшебство цвета, игру воды, фантастическую лёгкость воздуха».
Последние события
В Саратове завершили «Дело молодых»
Финальный концерт проекта «Дело молодых» состоялся 22 ноября в Саратовской консерватории. Это проект Союза композиторов России и Московского ансамбля современной музыки.
МАМТ откроет выставку к 75-летию Тителя
Московский академический Музыкальный театр посвятит выставку художественному руководителю оперной труппы Александру Тителю. Проект начнёт работу в день рождения народного артиста России, 30 ноября.
Коллекцию Щукиных представят в Пушкинском музее
Выставка «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» откроется 26 ноября в Пушкинском музее. Проект посвящён коллекции семьи Щукиных.