Клод Моне. «Пруд в Моржероне»
Дата публикации: 22 августа 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Я люблю рисовать свет». Клод Моне просыпался вместе с солнцем, быстро завтракал, выпивал бокал холодного белого вина, потом закуривал сигарету и начинал работать. До самого заката. Успеть уловить этот странный момент, когда день таинственно переходит в вечер, а вечер превращается в ночь!
Эрнст Ошеде, богатый банкир, обожал живопись неизвестных художников. Страстно покупал картины непризнанных чудаковатых, скандальных импрессионистов — мастеров, мечтавших выразить на холсте ощущения, мгновенные впечатления, настроения. Он пригласил Клода Моне, одного из «диких и дерзких» (так называли импрессионистов), в свой роскошный замок в Монжероне. Старинный парк, волшебный пруд, могучие деревья, нежные лилии.
Моне называли «Рафаэлем воды».
«Хочу делать совершенно невозможные вещи. Хочу написать воду, в глубине которой колышется трава, и загадочную женщину, которая любуется, как переливается водная гладь».
Её звали Алиса Ошеде — жена хозяина замка. Остроумная, весёлая, уверенная в себе. Любящая мать: у неё шесть прелестных детей. Превосходная хозяйка: в замке всегда идеальный порядок и вкусный обед. Она деликатно считалась со вкусами гостя. Знала, что Моне любит грибы, спаржу, чуть недоваренную, чуть сырую, и обязательно много перца, оливкового масла, душистых приправ. Он коллекционировал рецепты, и Алиса с удовольствием беседовала с ним о кулинарных секретах.
Вечерами в замке при свечах устраивались музыкальные вечера. Алиса превосходная пианистка, а Моне любил музыку. Особенно ему нравился Жорж Бизе. Если Моне казалось, что работа складывается удачно, он напевал свою любимую арию Тореадора из оперы «Кармен».
Картина «Пруд в Монжероне(открывается в новом окне)» очаровала семейство Ошеде. «Она украсила нашу жизнь, — говорили они, — и подарила дружбу с прекрасным художником».
Моне переживал тяжёлые времена. Его возлюбленная Камилла тяжело болела. И Алиса Ошеде любезно предложила свою помощь. Она ухаживала за больной, вела хозяйство в доме Моне, готовила еду. Она даже настояла, чтобы Моне обязательно обвенчался со своей возлюбленной: «Подумайте, она сможет предстать перед богом законной, венчанной женой».
После смерти Камиллы Алиса осталась с Моне. «Мой друг так беспомощен и так хрупок! Он не может справляться с обыденной жизнью». Муж её понял. Алиса осталась. Но при одном условии: все вещи прежней возлюбленной Камиллы будут уничтожены, сожжены. И Моне сжёг. Письма, фотографии, дневники — ничего не осталось. Всё начиналось сначала.
«Мне плохо без вас, — говорил Моне. — Одна мысль о разлуке с вами ввергает меня в безумие. Не покидайте меня никогда, Алиса!»
Они прожили вместе тридцать пять лет. Спокойно, благополучно. Алиса приносила удачу: Моне стал успешным и богатым. Он даже смог позволить себе машину с личным шофёром, большой удобный дом, сад. Его картины покупали за очень большие деньги.
Но главное, он мог работать без забот, тревог: «Я всегда занимаюсь только тем, что умею и люблю, — работаю и живу». А Алиса восхищалась: «То, что он пишет, чудо! Эти восхитительные блики, эта перламутровая вода! Только он один способен передать всё то волшебство цвета, игру воды, фантастическую лёгкость воздуха».

Последние события
Сейфы для защиты экспонатов
Русский музей отправил в Курскую область сейфовые шкафы, специально разработанные для защиты экспонатов. Устройства спроектированы специалистами петербургского музея.
Гелб остаётся в МЕТ
Питер Гелб продлил контракт на посту гендиректора Метрополитен-оперы до 2030 года. Об этом стало известно после заключения сделки с Саудовской Аравией, которая избавит театр от финансовых проблем.
Одинаково достойный результат
Во второй тур IX Международного конкурса имени Фраучи прошли 20 гитаристов вместо запланированных 18-ти. Решение жюри связано с высоким исполнительским уровнем конкурсантов.