Квартетные пульты, принадлежавшие Анатолию Брандукову и Виктору Кубацкому
Дата публикации: 11 сентября 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 90-х годах Музей музыки приобрёл у частного лица два нотных пульта, передававшихся от учителя к ученику. Среди прежних владельцев пюпитров ‑ известные московские виолончелисты: Анатолий Брандуков и его ученик Виктор Кубацкий.
Анатолий Андреевич Брандуков — один из самых известных русских виолончелистов. В игре Брандукова современники особенно ценили эмоциональность и красивый, певучий звук. Музыканту посвящён целый ряд этапных сочинений русского виолончельного репертуара, в том числе Пеццо Каприччиозо Чайковского и Виолончельная соната Рахманинова.
Анатолий Брандуков родился в Москве. Окончил Московскую консерваторию с Золотой медалью по классу виолончели, а также занимался теорией музыки у Чайковского. В дальнейшем жил за границей, в Швейцарии и Франции, где общался с писателем Иваном Тургеневым. Во Франции Брандуков был одним из «звездных участников» квартета Мартэна Марсика, бельгийского скрипача, профессора Парижской консерватории. Приезжая в Россию, Анатолий Андреевич сотрудничал с Антоном Рубинштейном, Анной Есиповой, Леопольдом Ауэром, Сергеем Рахманиновым.
В 1906 году Брандуков стал директором и профессором по классу виолончели Московского Музыкально-драматического училища, а в начале 20-х годов — профессором Московской консерватории.
Среди его учеников ‑ Виктор Львович Кубацкий, известный виолончелист, дирижёр, общественный деятель. В 10-х годах он был артистом оркестра, в 20-х — играл в знаменитом Квартете имени Страдивариуса. Тогда же, в начале 20-х годов, Кубацкий участвовал в национализации старинных смычковых инструментов и стоял у истоков Государственной коллекции музыкальных инструментов, которая сегодня входит в состав Музея музыки.
Полтора десятилетия музыкант возглавлял Оперную студию Большого театра. В 1934 году в Ленинграде он впервые исполнил посвящённую ему виолончельную сонату Дмитрия Шостаковича (за роялем был сам автор). В последние предвоенные годы Виктор Львович был дирижёром и солистом Московской филармонии.
Кубацкий преподавал и в Московской консерватории, в том числе по классу квартета.
Один из квартетных пультов, принадлежавших Брандукову и Кубацкому, изготовил выдающийся мебельщик 19-го века Михаэль Тонэт, автор знаменитых тонэтовских стульев, совершивших революцию в истории мебельного искусства. Позднее они получили название «венские стулья», и сегодня их форма известна во всем мире.
Изготавливая предметы мебели, Михаэль Тонэт выгибал древесину с помощью пара — эта старинная технология ведет свою родословную еще от мастеров Древнего Египта. Мебель Тонэта была не только самой легкой и дешевой на мировом рынке, но и самой прочной: тонэтовский стул однажды остался невредимым после падения с Эйфелевой башни. Все эти качества в полной мере присущи и квартетным пультам Тонэта, которые хранятся сегодня в Музее музыки.
Уникальные экспонаты — это важная часть нашей музыкальной культуры.
Н. В. Милешина
Последние события
Умер музыкальный критик Сергей Бирюков
Не стало музыкального критика, редактора отдела культуры газеты «Труд» Сергея Бирюкова. Он скончался на 75-м году жизни после тяжелой болезни.
Русский музей проведёт выставку работ Степана Эрьзи
Русский музей проведёт в 2026 году выставку к 150-летию со дня рождения художника Степана Эрьзи.
INTRADA сыграет Дэвида Лэнга
Музыку композитора-постминималиста Дэвида Лэнга можно будет услышать 2 декабря в Малом зале «Зарядье». Там выступит вокальный ансамбль INTRADA под руководством Екатерины Антоненко.