Эскиз костюма Мефистофеля

Дата публикации: 4 июня 2022

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Фёдор Иванович Шаляпин был мастером сценического перевоплощения. В работе над образами артисту нередко помогали русские живописцы. Заметный след в его творческой биографии оставил Василий Поленов. Художник принимал непосредственное участие в постановках Частной Русской оперы, где он и познакомился с молодым певцом.
В то время в жизни Федора Ивановича произошли серьезные перемены. Он покинул сцену Мариинского театра ради Оперы Мамонтова, потерял в жалованье, но приобрел возможность самостоятельной творческой работы. И почти сразу решил изменить традиционный сценический облик Мефистофеля в опере «Фауст» Шарля Гуно — эту роль он ранее исполнял в Тифлисе и Петербурге.
Эскиз костюма Мефистофеля
По гравюре известного немецкого живописца середины XIX века Вильгельма Каульбаха был сделан новый костюм, а сам Шаляпин создал грим. Взамен примелькавшегося «кавалера» в полубалетном трико на сцене появился новый Мефистофель, чья внешность была выражением сути образа. Поленов одобрительно отнесся к новациям молодого артиста. Но, прекрасно зная историю европейского Средневековья, художник заметил неверные детали в костюме Мефистофеля, некоторую вычурность и манерность.
Под впечатлением игры Шаляпина Поленов сделал для него эскиз костюма Мефистофеля и на следующем представлении «Фауста» в антракте прошел к певцу за кулисы и подарил эскиз.
На рисунке Поленова Мефистофель изображен в костюме, типичном для немецкого Средневековья. Историческая достоверность деталей сочетается с художественным обобщением. Удлиненная мужская фигура одета в темно-красный колет с прорезями, короткий оранжевый плащ и светло-красные рейтузы-чулки. На голове красный головной убор типа капюшона с узким пером, закрывающий шею. Художник подчеркнул угловатость позы, резкость движения рук, костлявые длинные пальцы. Даже в бегло намеченном профиле подчеркнуты острые черты лица Мефистофеля, саркастическое и злое выражение.
Рисунок Поленова помог Шаляпину окончательно порвать с шаблонной трактовкой оперного Мефистофеля. Это был переломный момент в развитии сценического образа, над которым великий артист продолжал работать всю жизнь.
Эскиз костюма Мефистофеля экспонируется в Музее-усадьбе певца на Новинском бульваре.
Ценные произведения изобразительного искусства — важнейшая часть нашей культуры.

Последние события

Фестиваль молодого кино Voices подвёл итоги

В Вологодской области 6 июля завершился 12-й фестиваль молодого кино Voices. Гран-при смотра получили российская драма «Волки» и французская музыкальная комедия «Рецепт счастья».

Джаз, драйв и восторг в древних стенах Суздаля

В древних стенах Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале прошёл финальный концерт Летнего фестиваля Дениса Мацуева. Подробности — в материале Наталии Сергеевой.

Фестиваль академической музыки открылся в Кисловодске

Всероссийский фестиваль академической музыки имени Сафонова стартовал 5 июля в Кисловодске. Смотр посвящён 130-летию Северо-Кавказской филармонии, одному из старейших концертных учреждений России.

Поиск по сайту