Эскиз костюма Мефистофеля
Дата публикации: 4 июня 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Фёдор Иванович Шаляпин был мастером сценического перевоплощения. В работе над образами артисту нередко помогали русские живописцы. Заметный след в его творческой биографии оставил Василий Поленов. Художник принимал непосредственное участие в постановках Частной Русской оперы, где он и познакомился с молодым певцом.
В то время в жизни Федора Ивановича произошли серьезные перемены. Он покинул сцену Мариинского театра ради Оперы Мамонтова, потерял в жалованье, но приобрел возможность самостоятельной творческой работы. И почти сразу решил изменить традиционный сценический облик Мефистофеля в опере «Фауст» Шарля Гуно — эту роль он ранее исполнял в Тифлисе и Петербурге.

По гравюре известного немецкого живописца середины XIX века Вильгельма Каульбаха был сделан новый костюм, а сам Шаляпин создал грим. Взамен примелькавшегося «кавалера» в полубалетном трико на сцене появился новый Мефистофель, чья внешность была выражением сути образа. Поленов одобрительно отнесся к новациям молодого артиста. Но, прекрасно зная историю европейского Средневековья, художник заметил неверные детали в костюме Мефистофеля, некоторую вычурность и манерность.
Под впечатлением игры Шаляпина Поленов сделал для него эскиз костюма Мефистофеля и на следующем представлении «Фауста» в антракте прошел к певцу за кулисы и подарил эскиз.
На рисунке Поленова Мефистофель изображен в костюме, типичном для немецкого Средневековья. Историческая достоверность деталей сочетается с художественным обобщением. Удлиненная мужская фигура одета в темно-красный колет с прорезями, короткий оранжевый плащ и светло-красные рейтузы-чулки. На голове красный головной убор типа капюшона с узким пером, закрывающий шею. Художник подчеркнул угловатость позы, резкость движения рук, костлявые длинные пальцы. Даже в бегло намеченном профиле подчеркнуты острые черты лица Мефистофеля, саркастическое и злое выражение.
Рисунок Поленова помог Шаляпину окончательно порвать с шаблонной трактовкой оперного Мефистофеля. Это был переломный момент в развитии сценического образа, над которым великий артист продолжал работать всю жизнь.
Эскиз костюма Мефистофеля экспонируется в Музее-усадьбе певца на Новинском бульваре.
Ценные произведения изобразительного искусства — важнейшая часть нашей культуры.
Последние события
«Ночь искусств» в Et Cetera
Театр Et Cetera примет участие в акции «Ночь искусств». 3 ноября гостям представят спектакль немецкого режиссёра Петера Штайна «Борис Годунов» к двухсотлетию со времени написания трагедии Пушкина.
БСО завершает серию юбилейных концертов
Большой симфонический оркестр имени Чайковского завершает серию выступлений к своему 95-летию концертом 5 ноября в Петербургской филармонии. За дирижёрский пульт БСО встанет Арсентий Ткаченко.
Театр Эйфмана едет в Китай
Театр балета Бориса Эйфмана отправляется на большие гастроли в Китай. С 6 по 23 ноября коллектив выступит в четырёх городах Поднебесной: Пекине, Сучжоу, Шанхае и впервые — в Ханчжоу.


