Все и от всего в шоке!
Выпуск 49
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Представьте себе, что сбылась ваша мечта. Какой будет ваша реакция?
Позвольте я угадаю: «Я — в шоке!», ‑ скажете вы. И повторите ошибку миллионов соотечественников.
До недавнего времени шокировать значило «ставить в неловкое положение, вызывать неприятное чувство несоблюдением общепринятых норм приличия». А мастер литературного перевода Нора Галь замечала: «шокирована может быть светская дама, какая-нибудь тетушка Форсайт, когда гость пришел не в цилиндре, а в мягкой шляпе». Это хорошо помнили русские классики. И переводчики классиков мировой литературы. Сегодня значение глагола значительно расширилось. Причина — в переводах с английского, в котором to shock означает, прежде всего, «потрясать, поражать», и уж потом — «возмущать». Но заимствован-то был глагол шокировать в XIX веке из французского языка, где choquer значит «сталкивать, ставить в неудобное положение, коробить» (от choc «удар, толчок»). А в 1990-е годы наш язык пережил шок вторично, под американским влиянием.

В последнее время мир все чаще «шокирован» природными катаклизмами и экологическими катастрофами, авариями, крушениями, терактами. У нас и политиков всё чаще что-то «шокирует»: то результаты выборов, то речи оппонентов… А реклама обещает модницам «шокирующий объем ресниц». Если буквально шок — это просто удар, почему не использовать слово образно, как знак сильного эмоционального воздействия?
Потому что для наших эмоций уже есть другие слова. Например, в какой-нибудь телевизионной программе «с переодеванием», героиня, вместо того, чтобы перманентно быть «в шоке», могла бы удивиться или ужаснуться себе в домашнем видео, сказать, что была поймана врасплох и потрясена, возмущена предательством близких, что недоумевает по поводу их желания выставить её на всеобщее обозрение, что сердится и обижается на них, в конце концов. А потом радоваться новому облику, очаровываясь прекрасной незнакомкой, гордясь собой, не боясь себе понравиться.
Ну, а если закончить тем, с чего начали… Когда сбудется ваша мечта, вы ведь будете в восторге? Будете торжествовать, ликовать, сиять от счастья, душа у вас будет петь, а сами вы окажетесь на седьмом небе!
Это же лучше, чем быть «в шоке».