Марлезонский балет… Пожалуй, из всех балетных спектаклей лишь он вошёл в поговорку. Так говорят, когда происходит что-то очень смешное, гротескное, причем действие тянется, тянется…
Есть ли такой балет? А как же! Его автор – не чуждый искусства французский король Людовик XIII: «Охоту на дроздов» – Le ballet de la Merlaison (от Merle, что значит «черный дрозд» по-французски) он представил публике 15 марта 1635 года в своем замке в Шантильи.
В балете целых 16 актов – отсюда представление о его бесконечности, однако в реальности спектакль длился не более получаса. Людовик XIII – автор не только музыки, но и хореографии, костюмов и декораций, эскизы которых сохранились. Кстати, на премьере король сам исполнил две партии: в начале спектакля торговал в женском платье приманкой для птиц, а ближе к концу перевоплотился в крестьянина.
Во Франции Le ballet de la Merlaison – что в России «Лебединое озеро» или «Щелкунчик». Дошел и до наших дней. С полвека назад во Франции вышла пластинка с записью нескольких актов балета – их исполнил Парижский ансамбль старинных инструментов. Мало того, относительно недавно «Охота на дроздов» была реконструирована полностью и записана на видео хореографом Кристин Бэйль.
Балет увековечен и в литературе – в романе Дюма «
Три мушкетёра»: на фоне представления разворачивается история с алмазными подвесками супруги Людовика XIII, королевы Анны. Если помните, этот подарок венценосного супруга, неосторожно переданный ею в знак любви фавориту, лорду Бекингему, мушкетеры должны были к финалу балета вернуть. Развязка истории попала и в экранизацию романа «
Д’Артаньян и три мушкетёра», где была представлена так ярко, что в России почти все заговорили о «Марлезонском балете», заодно переняв произношение у д’Артаньяна всех времен и народов, Михаила Боярского. И выражение стало крылатым, а Merlaison – Марлезоном.
Вот она, великая сила искусства и любви к артистам!