Почему комедию ломают?

Выпуск 15
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Почему комедию ломают? Представьте себе, этого «не знают» даже самые авторитетные фразеологические словари. Голову ломать, шапку, копья, наконец, это — пожалуйста. А комедии мы в этом ряду не найдём. Придется самим рассуждать.
Почему комедию ломают?
Сначала вспомним, что слово комедия произошло от греческого komodia «веселое шествие, шумное гулянье с песнями», сегодня так называют весёлый драматический спектакль. Теперь о глаголе ломать. Одно из его значений — «нарушать», «переиначивать». Есть такое выражение — ломать порядки, так говорят об изменении привычного хода вещей. Так может, ломая комедию, человек просто нарушает правила комедийного представления, превращая его, например, в фарс? Или даже в трагедию, изображая отчаяние картинным заламыванием рук? Русская классика подсказывает, что такое изображение преувеличенной страсти вполне могло лечь в основу фразеологического оборота. Причем есть свидетельства того, что ломали не только комедию. Например, у Аполлона Григорьева появляются «ломающие трагедии» итальянцы, «не могущие продать зубного эликсира без пластических размахиваний руками и необузданного потока напыщенных речей». Есть и другая версия. Если вспомнить, что есть такой глагол ломаться — «кривляться», можно предположить, что ломает комедию тот, кто кривляется на сцене, неслучайно в словарях комедианта называют «кривлякой». В «Герое нашего времени» Лермонтов описывает кавказскую свадьбу: после того, как мулла прочёл коран, а молодых одарили, «всегда один какой-нибудь оборвыш, засаленный, на скверной хромой лошаденке, ломается, паясничает, смешит честную компанию». И у слова ломака, и у слова комедиант есть переносное значение: «лицемер». Ломать комедию сегодня и значит «лицемерить», «притворяться, действовать неискренне».

Последние выпуски программы

Папарацци

Говорим «звёзды», вспоминаем о «папарацци». Всем известно, что это — «охотники за знаменитостями», вездесущие, бесцеремонные, беспардонные, чрезмерно назойливые фоторепортёры, у которых одна цель — сенсационные снимки.

Точить лясы

Знаете ли вы, что лясы и балясы — это атрибут классического театра? И это не пустые — в контексте спектакля — разговоры тех, кто не может ни на секунду отрешиться от смартфона или привык всё обсуждать с соседом. Речь об архитектурных деталях парадных лестниц.

Блокбастер

Посмотреть в выходные увлекательный фильм — милое дело: идём в Интернет, по рецензиям ориентируемся в предложениях — и в кино, на какой-нибудь блокбастер. Вот только что это такое? Даже те, кто «по долгу службы» должны бы точно про это знать, никаких разъяснений дать не могут, только смотрят свысока: «Блокбастер? Ну, кто же этого не знает?»