Музыка языка

  • 7 сентября 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Музыка языка — что может быть прекрасней и привычней! А ведь звучит она по историческим меркам не так уж и долго: всего два века с небольшим. Что было раньше? Музыка… языка.
Историческую правду помогает восстановить поэзия и рифма, хранитель ударений.
Возьмем басню 18 века — о лягушках, которые звали на царство царя, и получили его, гордого и неконтактного. Лягушки огорчились, но быстро нашли объяснение нежеланию монарха общаться с народом
Знать, царь не ведает лягушечья язы̀́ка;
Повеселим царя,
У нас изрядная вокальная музы̀́ка.
Сохранился и поэтический портрет композитора Львова — автора гимна «Боже, царя храни!» и поклонника «старинных сильных слов»:
А новобранного нерусского язы̀́ка
Не нравилась ему протяжная музы̀́ка.
Музыка языка
Музыка пришла в Россию в 17 веке. В старинных словарях ударение соответствует французскому musique, также ставили ударение и немцы, через посредство которых, возможно, слово мы и позаимствовали. А к началу 19 века в моду вошла итальянская musica. И норма довольно быстро изменилась — еще при Пушкине, который, однако в этом остался архаистом.
А вот слово «язык» — исконно славянское и очень древнее. И поначалу его формы имели странное для нашего слуха ударение, которое сохранило выражение «притча во языцех» (то, о чем все время и не всегда лестно говорят), да «двунадесят языков» — так в 1812 году называли многонациональную армию Наполеона. Ну и в поэзии его, конечно, можно найти — например, в дельном совете Державина: Язы̀ки знайте, вразумляйтесь, или в актуальном и сегодня замечании Сумарокова о заимствованиях:
Язы̀ки чужды нам потребны для того,
Чтоб мы читали в них, на русском нет чего.
Как только музыка стала музыкой, начал менять ударение и язык. Так и возникла привычная нам и кажущаяся особенно красивой музыка языка. Новые гармонии определили и мелодику речи.

Последние выпуски программы

Полифония и какофония

Есть немало примеров того, как речь профессионалов отличается от нашей, речи простых смертных: моряки используют не кОмпас, а компАс, языковеды изучают не дИскурс, а дискУрс, люди страдают от мАний и фОбий, а психиатры лечат манИи и фобИи….

Ноты, по нотам, мимо нот…

Нота — слово многозначное и непростое, даже для музыкантов, которые по нотам играют, но при этом ноты слышат, только посмотрев на тетрадь с записью концерта, вальса, фуги. Нота и знак (что и значит латинское слово), и звук, означающее и означаемое — тут все как со словами: мы их видим и слышим одновременно, мозг хранит звуковой образ слов.

Какого рода сопрано?

Сопрано — кошмар журналиста: ну как сообщить, например, что сопрано — тут имя любой оперной дивы — (знаменитое? знаменитая?) потрясающе пела (пело?) на премьере? В кошмарной ситуации обычно выручают скобки, в которые пресловутое «сопрано» и прячется. Но давайте все же попробуем разобраться с родом проблемного слова.