Воспоминания о войне

13 августа 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
О войне Рихтер вспоминать не любил. До самой Победы оставался в Москве, в эвакуацию не уезжал. Иногда приходилось дежурить на крышах… В военные годы много концертировал в Москве, гастролировал в Киеве и на Кавказе — Тбилиси, Баку, Ереване и Сухуми. В Тбилиси приступил к изучению второго тома «Хорошо темперированного клавира» Баха…
«Хорошо темперированный клавир. Том II»,
Прелюдия № 12 Фа минор. У меня было именно такое настроение, когда началась война. Это не паника, не отчаяние, это — меланхолия.
Около консерватории встретил одного музыканта, который от отчаяния бил себя в грудь:
— Что теперь делать, Слава? Все кончено… И чуть не плачет.
— Как что делать? Заниматься!
И я увел его учить «четырехручного Регера». Когда его играешь, забываешь про все на свете — даже про войну. Я тогда, наверное, сидел как никогда много — по двенадцать часов.
Фуга. Конечно, это не «триумфальная» фуга, она — одинокая, брошенная.
Я уже начал ездить: был с концертами в Мурманске, на Кавказе. В Ленинграде встретил Новый год абсолютно один. Они попросили скорее сыграть и уехать, потому что увидели в паспорте, что я — немец. Это для них подобно артналету.
Помню женщину в первом ряду, которая достала кусочек хлеба и начала грызть, прямо во время концерта. Оттого, что всухомятку — закашлялась и подняла руку. Все в зале поняли: у этой женщины есть хлеб. А мне показалось, что она хочет остановить концерт.
Audio Player

Последние выпуски программы

Исповедь Рихтера

«Шубертовский „Странник“ — моя путеводная звезда, — размышлял Рихтер. — Я боготворю эту музыку, и, кажется, не так сильно ее испортил. Для человека на земле — это главная тема. Он здесь странник, ощупью ищет Обетованную Землю. Когда ему светит звезда — он идет, когда он ее теряет — то останавливается…»

Сладкие сны и «сладкая жизнь»

«Однажды я видел такой сон, — рассказывал Рихтер, — фокусник пошаманил руками и откуда-то с потолка посыпались конфеты. Я съел одну и через несколько дней… что бы вы думали? представьте — влюбился! Значит, правда — конфеты снятся к любви. Впрочем, со мной это может случиться и так — без всяких конфет…»

О заигранной музыке и выборе репертуара

Рецензенты порой критиковали Рихтера за репертуар. Плохо — что не играет «Лунной», Пятого концерта Бетховена, сонат Шопена, «Карнавала» Шумана. Что из фортепьянных циклов «выбирает только то, что нравится». Рихтер негодовал: «Как можно играть то, что не нравится?..»