Саунд-дизайн и сочинение киномузыки

18 марта 2025
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Композитор, который сочиняет музыку в современном кино, конечно же, должен знать, что такое саунд-дизайн. Он должен знать об этом хотя бы потому, что необходимо точно отличать, где есть музыка, а где есть саунд-дизайн. Некоторые композиторы думают, что они сочиняют музыку. А они сочиняют саунд-дизайн.
В чём же принципиальная разница между этими двумя очень большими составляющими музыки современного кино?
Саунд-дизайн и сочинение киномузыки
Для музыки в кино характерны все необходимые приёмы — музыкальные. Это музыкальная фактура. Это интонационная составляющая, обязательно в той или иной степени выраженная в виде мелоса — последовательности звуков, которые из себя представляют некую мелодическую линию. Может быть, это какие-то отдельные интонации. Может быть, это какие-то отдельные фактуры. Но всё вышеперечисленное является частью музыкальной палитры — не звукоизобразительной.
Саунд-дизайн же абсолютно не заботит интонационность. Его заботит только выразительность самих физических звуков, которые могут быть шипящими, урчащими, гудящими — какими угодно. Они могут в себе содержать много дополнительных тонов, но они не обладают никакой музыкальной интонационностью.
И тогда, когда мы имеем дело с современным кино, мы совершенно чётко разграничиваем, где нам нужна музыка, где нам нужен саунд-дизайн и как они друг от друга отличаются.
Иногда при сочетании музыки и саунд-дизайна возникают очень досадные последствия. Когда в том, что называется «саунд-дизайн», присутствуют звуки с определённой высотой, они входят в принципиальный конфликт с самой музыкой, и в музыкальной партитуре появляется грязь. И эту грязь невозможно ничем потом вычистить оттуда. Поэтому любой композитор должен очень точно понимать, где будет саунд-дизайн, где будет музыка и каким образом они будут сочетаться так, чтобы не появлялось никакой грязи.

Последние выпуски программы

Музыкальные клише в кино

Моё субъективное мнение: любой композитор должен избегать клише, прекрасно его зная.

Влияние музыки на восприятие видеоряда

Влияние музыки на изображение совершенно не ограничено и музыка из изображения может сделать всё что хочет.

Самоцитирование в киномузыке

Самоцитирование в киномузыке. Подобные вещи бывают.

Поиск по сайту