Музыкальные клише в кино
13 марта 2025
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Моё субъективное мнение: любой композитор должен избегать клише, прекрасно его зная.
Клише знать необходимо. Всё кино построено на клише. И даже когда мы этого не замечаем, это присутствует. Достаточно нам увидать первые кадры фильма, и мы сразу, в течение пятнадцати секунд, понимаем, что это за фильм, каков жанр этого фильма: это байопик, или это мелодрама, комедия, или фэнтези. Этот образ мы считываем в течение пятнадцати секунд благодаря клише.

В начале XXI века голливудское кино предложило нам огромное количество клише. Особенно всё, что касается так называемых экшен-эпизодов, где проходит какое-то действие. Как правило, в старом кино прошлого века никакое действие никогда музыкой не изображалось. А если изображалось, то этот момент из себя представлял некий музыкальный клип. И вот, когда возникла необходимость сопровождать музыкой действие, возникли всевозможные клише: ритмические, мелодические. Мелодические, как правило, сводились к набору определённых интонационных последовательностей, изложенных в определённом ритме. «Туду-дуду, дуду-дуду, дуду-дуду», — и так двадцать раз. Или сорок раз. И вот тогда это экшен.
И очень многие российские композиторы, наслушавшись этой музыки, стали делать то же самое, даже не понимая, что это не музыка и что это даже не клише, а это похоже, но похуже. Вот в этом смысле я против всяких клише.
Но для того, чтобы слушатель подразделял в своём сознании и жанры, и типы музыкальной фактуры, тоже существуют определённые клише.
Само понятие «киномузыка», как мы об этом говорим, — это тоже музыкальное клише. Если мы начинаем слушать любую академическую музыку, мы сразу понимаем, что это не из кино. А музыка из кино — она более демократична, она всегда обращена к вызыванию эмоций первого порядка: грустная, весёлая, быстрая, страшная, неопределённая и так далее. И вот эти клише нам дают возможность считывать какие-то сигналы о том, какой это жанр, какое кино мы будем смотреть, сегодняшние ли мы люди или мы смотрим кино давно прошедших лет.