Самоцитирование в киномузыке
10 марта 2025
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Подобные вещи бывают. Я не возьмусь быть экспертом в этом вопросе и говорить, что допустимо, что недопустимо. Если композитор это допускает, значит, это уже допустимо, это случилось, это было допущено.

Другой вопрос — моё собственное отношение. Я стараюсь этого не делать и всячески себя одёргивать. Если моя вторая половина — та, которая отвечает за оценку и инспекцию созданного, — подаёт мне сигналы, я тут же это всё убираю. Хотя, бывает, таким, знаете, творческим накатом вдруг возникает музыка, тебе кажется, что ты её уже забыл, ты её не помнишь, а она, оказывается, уже где-то была. Но это не тема, это лишь интонации. С интонациями бороться невозможно и нет никакого смысла. Интонации — это есть отражение творческой личности: композитора, поэта — кого угодно. У всех есть своя интонация. У Шостаковича DSCH было, у Баха — BACH. Но они ухаживали за этой интонацией, они её вставляли и придавали этому некий сакральный смысл, который скрыт от слушателей.
А то, что не скрыто от слушателей, то, что слушатель в состоянии оценить, увидеть, пощупать, — я не думаю, что это нужно, что это добавляет композитору какой-то дополнительной выразительности. Но это происходит, и, наверно, это возможно. Другой вопрос, кто как к этому относится. И это личная забота композитора о чистоплотности.