«Великолепная пятерка». Выпуск шестнадцатый

  • 14 марта 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.

Маленькие грехи большого маэстро; Сальери не соперник Моцарта; дань уважения великим; почти Бородин; витамин для весеннего настроения— новые записи на радио «Орфей».

Иногда история музыкальных произведений оказывается похлеще детективов и приключенческих романов. Так произошло с циклом Джоаккино Россини «Грехи старости». Сочинять пьесы опуса композитор начал в 65 лет и занимался этим до конца жизни. После смерти Россини ноты цикла несколько раз перепродавали и долго не могли опубликовать, пока, наконец, по просьбе одного издателя за дело не взялся директор Парижской оперы, композитор Огюст Эммануэль Вокорбей. Он перегруппировал пьесы и поменял названия некоторых.
У греко-итальянского пианиста Мариоса Пантелиадиса любовь к фортепианному творчеству Россини началась много лет назад: «Моя первая встреча с «Грехами старости» Россини произошла, когда я учился в Королевской академии музыки в Лондоне и собирался готовить дипломную работу: не только письменную, но и сольный концерт. Я подумал, что неплохо было бы сыграть что-то, что представляло бы мою национальность — греческую или итальянскую. И решил остановиться на проекте, связанным с Италией и жанром оперы. Я изучил творчество нескольких авторов и пришёл в восторг от фортепианных произведений Россини.
В библиотеке Академии я нашёл уртекст двенадцатого сборника «Грехов», который мне очень понравился. Это было издание, содержащее не только ноты, но и описывающее, как Россини сочинял пьесы. После этого мой выбор окончательно остановился на Россини, и на теме влияния композиторов на творчество друг друга. Моя дипломная работа называлась «В диалоге с Россини». В концерте я тоже исполнял его произведения. Через некоторое время я связался с Международным музеем музыки в Болонье, где находится рояль «Плейель» 1844 года, принадлежавший Россини. И меня пригласили в музей записать на этом инструменте четыре пьесы, вошедшие в альбом. Затем я предложил издать диск нескольким лейблам. Некоторые заинтересовались. Но в конце концов я принял предложение Da Vinci Classics».
Мариос Пантелиадис родился в Греции, где и начал заниматься на фортепиано. Затем музыкант поехал в Рим учиться в академии «Санта-Чечилия» в классе Серджио Пертикароли, а Римскую консерваторию молодой музыкант окончил как дирижёр симфонического оркестра. В университете Вены Пантелиадис повышал мастерство под руководством Ноэля Флореса, а в Королевской академии музыки в Лондоне занимался у Татьяны Саркисовой. Сейчас музыкант не только дает концерты, но и преподает в консерватории итальянского города Кампобассо. И релиз из двух дисков c «Грехами старости» Россини — первая запись Мариоса. Кстати, у альбома есть подзаголовок — «Маленькие грехи большого маэстро».
Один из самых популярных мифов в истории музыки рассказывает о том, что Моцарт и Сальери были соперниками и даже врагами. Но музыковеды давно доказали, что завидовать Вольфгангу Амадею у талантливого, богатого и знаменитого Антонио причин не было. Музыкально разрушить этот миф решил дирижер Кристиан Бенда, который вместе с Пражским симфоническим оркестром записал двойной диск с произведениями обоих композиторов. Кстати, в Праге часто выступали и Моцарт, и Сальери.
«Венецианскую ярмарку» Сальери написал, когда ему было 22 года. Опера, с успехом прогремевшая по европейским столицам, стала одним из самых популярных произведений композитора. Это типичная опера-буффа с закрученным сюжетом, переодеваниями и счастливым концом. По количеству интриг и искрометности музыки «Венецианская ярмарка» вполне может соперничать со «Свадьбой Фигаро» или «Мнимой садовницей» Моцарта.
Известно, что Фриц Крейслер и Сергей Рахманинов много лет выступали вместе. Однако легендарный дуэт записал только три произведения, среди которых Соната для скрипки и фортепиано ля мажор Франца Шуберта. Было это в 1928 году.
Несколько лет назад фирма «Мелодия» выпустила переиздание легендарной записи. А в знак любви и безмерного уважения к двум гениям Дмитрий Ситковецкий и Лукас Генюшас на той же «Мелодии» издали ту же самую программу. Для Дмитрия Юлиановича Фриц Крейслер — певец инструмента.
Дмитрий Ситковецкий: «У него скрипка пела и соблазняла своим изумительным голосом. Его звук проникал сразу из его сердца в сердца слушателей. Крейслера можно узнать по нескольким нотам».
Наш современник, нидерландский композитор Петер Грэве / Peter Greve всерьез начал сочинять только уже на пенсии. В юности он получил музыкальное образование, но всю жизнь, почти как и наш Александр Порфирьевич Бородин, проработал химиком. В ноябре прошлого года на лейбле Навона Рекордс вышел диск с сочинениями Грэве. Одно из них называется «Полумалыш-полумонах» — Ария-посвящение Франсису Пуленку для трубы и органа. Исполняют пьесу Онджей Юрчек и Карел Мартинек.
Петер Грэве родился в 1931 году в Гааге. Музыкальное образование получил как пианист, трубач и дирижер симфонического оркестра. Параллельно изучал химию и получил ученую степень. Большую часть жизни проработал в фармацевтике, сотрудничая с крупными европейскими компаниями. И только на пенсии, поселившись в деревушке недалеко от Амстердама, вплотную занялся композицией.
5. Астор Пьяццолла. «Времена года в Буэнос-Айресе». «Весна». Сергей Поспелов — скрипка, Московский камерный оркестр. Радио «Орфей».
Повысить градус весеннего настроения команда «Великолепной пятёрки» предлагает вместе с музыкой Астора Пьяццоллы из знаменитых «Времен года в Буэнос-Айресе». Мелодия пьесы хорошо известна. Но насколько по-разному она звучит в разных переложениях. В прошлой программе мы слушали «Весну» в исполнении женского духового квинтета «Аквилон». Сегодня же мы познакомимся с иным взглядом на это произведение — интерпретацией Московского камерного оркестра и его руководителя, скрипача Сергея Поспелова.
Сергей Поспелов: «Выдающийся автор танго нуэво. Он сломал все рамки традиционного танго, за что чуть не был застрелен в прямом эфире, когда пришли люди из La Guardia Vieja, которые представляют традиционное танго, и запретили ему вести эфир — он посягнул на святое. Но если сейчас спросить у людей, что они знают про музыку танго, они, в основном, ответят, что это Астор Пьяццолла».
Ученик Эдуарда Грача, молодой скрипач Сергей Поспелов часто выступает в России и за рубежом, а еще преподает в столичной консерватории. Музыкант играл со многими знаменитыми оркестрами, а три года назад собрал свой коллектив — Московский камерный оркестр. Первое выступление состоялось 8 марта в музее-заповеднике Царицыно в Екатерининском зале. Успех был настолько значительным, что уже через месяц оркестр вышел на сцену Большого зала Московской консерватории.
1948 год. 33-летний Святослав Рихтер дает сольный концерт в Москве. Играет Листа и Шопена. Творчество этих композиторов будет сопровождать пианиста еще многие годы. День рождения великого мастера — отличный повод не только послушать его записи, но и пересмотреть фильм Брюно Монсенжона «Рихтер непокорённый». Французский режиссёр снимал ленту в последние два года жизни Святослава Теофиловича. Пианист редко давал интервью. А этот фильм — монолог гения. Он сам рассказывает о своей жизни, вспоминает, как начиналась его пианистическая карьера.

Последние выпуски программы