«Великолепная пятерка». Выпуск одиннадцатый
8 февраля 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Балетный Владимир Юровский; Поэзия Брамса; Возвращение старых друзей; Неистовый и депрессивный Шуберт; Выдающийся пианист и неизвестный композитор — новые записи на радио «Орфей».
Зима без «Щелкунчика» — всё равно что февраль без снега. Видимо, памятуя об этом, голландский лейбл Pentatone выпустил альбом с гениальной музыкой Петра Ильича. Это запись с концерта Светлановского оркестра под управлением Владимира Юровского.
Владимир Юровский: «Балетное дирижирование — это великое, очень трудное искусство. С другой стороны, для балета написана самая фантастическая музыка в особенности русскими композиторами: Чайковский, Прокофьев, Стравинский — уже только они чего стоят! А есть и другая замечательная балетная музыка. К балету я отношусь с огромным уважением. В жизни им довелось подирижировать. Ты должен точно уложиться в определённую серию движений танцовщика и сделать это так, чтобы музыка не страдала».
Дебютант сегодняшней «Великолепной пятерки» — пианист Али Ирэш (Ali Hireshe) — выпустил на лейбле Да Винчи Классикс (Da Vinci Classics) сольный диск с фортепианной музыкой Иоганесса Брамса. Одно из виртуознейших произведений на этом альбоме — Вариации ор.35, или, как их еще называют, Вариации на тему Паганини. Решившись на запись такого альбома, Али, в определенном смысле, бросил вызов — эту музыку записывали многие выдающиеся исполнители, среди которых и Святослав Рихтер, и Эмиль Гилельс, и Евгений Кисин.
Али Ирэш: «В творчестве Брамса поражает чувство формы и структуры, способность объединить на очень передовом, прогрессивном уровне всё, что было в истории немецкой музыки. И это слышно в самых первых сочинениях Брамса, а не только в поздних. Как известно, у Брамса особенный поэтический мир, очень романтический. Но это не романтизм Шумана. Это романтизм человека, сумевшего собрать воедино всю предшествующую музыкальную историю».
Али Ирэш родился в Париже, где и начал обучаться музыке. В 15 лет переехал в Италию, чтобы продолжить образование в Миланской консерватории, и в этот же период начал выступать с итальянским оркестрами в разных странах Европы, участвовать в конкурсах и одерживать в них победы. Особую любовь Али Ирэш питает к произведениям Брамса и Шопена.
В самой первой «Великолепной пятерке» мы рассказывали историю создания сюиты Рихарда Штрауса «Мещанин во дворянстве». Если вы по каким-то причинам пропустили тот выпуск, его в любое удобное время можно послушать на нашем сайте или в нашем мобильном приложении. Сегодня мы добавляем в плейлист «Орфея» ещё одну часть из этого сочинения — «Выход и танец портных». Концертная запись Эстонского национального симфонического оркестра под управлением Неэми Ярви (Neeme Järvi).
История Эстонского национального симфонического оркестра началась в далёком 1926 году, когда на Таллинском радио состоялась первая концертная трансляция — выступало специально собранное фортепианное трио. Со временем к этому ансамблю присоединились другие музыканты, и незадолго до Второй мировой войны у коллектива появился первый главный дирижёр - Олав Роотс. Нынешнее название Эстонский национальный симфонический оркестр получил в середине семидесятых годов прошлого века.
Перемещаемся на другой край Земли, в Южную Корею, где живут и успешно выступают музыканты еще одного дебютанта сегодняшней программы — квартета «Новус» (Novus Quartet). Он появился больше десяти лет назад как учебный ансамбль Корейского национального университета искусств. Среди достижений коллектива — первая премия на конкурсе Моцарта в Зальцбурге и три альбома с очень разной музыкой. Здесь и произведения западно-европейских композиторов разных веков, и даже опусы Петра Ильича Чайковского. Не забывают музыканты и корейских композиторов — записывают их музыку. Сегодня в плейлист «Орфея» мы добавляем скерцо из квартета Шуберта «Смерть и девушка». Эту же музыку, кстати, можно послушать на нашем YouTube-канале в исполнении четырёх девушек из Петербурга — «Пушкин-квартета». Ну, а квартет «Новус» представляет исключительно мужской взгляд на вечную философскую тему.
Квартет № 14 Шуберт написал за два года до смерти, когда находился в глубокой депрессии и в одном из писем даже называл себя «несчастным, ничтожнейшим человеком на свете». Название «Смерть и девушка» опус получил из-за того, что во второй части композитор цитирует мелодию своей одноименной песни.
Дину Липатти мир знает прежде всего как гениального румынского пианиста, чья жизнь трагически оборвалась, когда музыканту было всего 33 года. За столь короткое время Липатти переиграл почти весь классический репертуар. На заре карьеры критики сравнивали его с Горовицем и прочили блестящую карьеру. А еще Дину Липатти сочинял музыку. Концертино в классическом стиле композитор написал, когда ему было 19 лет. Через два года состоялась премьера сочинения, а вот записать Концертино Липатти удалось только через 7 лет во время Второй мировой.
Сегодня мы представляем запись третьей части Концертино в классическом стиле в исполнении бельгийского пианиста Жульена Либера (Julien Libeer), которого пресса восхваляет не меньше, чем в своё время Липатти (правда с Горовицем не сравнивает). Ансамблем «Метаморфозы» (Ensemble Les Métamorphoses) дирижирует Рафаэль Фей (Raphaël Feye).
Жульен Либер сознательно избегал участия в исполнительских конкурсах. Тем не менее он получил несколько наград, среди которых «Ювентус» и приз бельгийской музыкальной прессы. Чтобы записать дебютный альбом Либер ждал 28-летия, считая, что в более раннем возрасте не стоит обращаться к звукозаписи — нужно дорасти.
Бонус-трек. Дмитрий Шостакович. Детская тетрадь, ор.69. Марш; Вальс; Грустная сказка; Веселая сказка; Медведь; Заводная кукла; День рождения. Фирма «Мелодия».
Дмитрий Шостакович очень хотел приобщить к музыке свою дочь. Она не отличалась усердием и старанием на занятиях. Тогда композитор специально для Галины сочинил пьесу, пообещав написать еще, если девочка хорошо выучит эту. Так и появилась «Детская тетрадь».
Отправляемся в 1947-й год и слушаем все семь пьес этого цикла в исполнении самого Дмитрия Дмитриевича. И даже названия номеров он объявляет сам. Уникальную запись выпустила фирма «Мелодия». Альбом из пяти дисков называется «Шостакович играет Шостаковича».