«Великолепная пятерка». Выпуск десятый
1 февраля 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Что общего у Баха и Скарлатти; Телеман-хамелеон; Перепутанные концерты; Солнечный Прокофьев; Цыганские танцы под испанским солнцем — новые записи на радио «Орфей».
К нам в редакцию часто приходят монодиски, посвященные музыке одного композитора. Но бывает, что исполнитель решает провести детективное расследование и сопоставить в альбоме творчество сразу двух авторов. Так сделала пианистка Полина Осетинская, которая, объединив «земное» и «небесное», выпустила на фирме «Мелодия» диск с сонатами Скарлатти и транскрипциями произведений Иоганна Себастьяна Баха.
Полина Осетинская: «Все эти транскрипции сделаны в 20 веке. Это уже гораздо ближе к нам и гораздо ближе к современному звучанию рояля. Я думаю, что открывать новое в этой музыке можно бесконечно. Нужно просто этого сильно хотеть».
«Охотничью кантату» Бах написал в честь дня рождения герцога Кристиана Саксонско-Вейсенфельского в 1713 году. В тексте придворного поэта Соломона Франка герцог представлен мудрым правителем и терпеливым охотником. В действительности же Кристиан был очень расточительным и недальновидным, что в итоге и привело к краху герцогства. «Охотничья кантата» — самая ранняя из сохранившихся светских кантат Иоганна Себастьяна Баха.
Остаёмся в эпохе барокко. И следующий новый трек — это музыка современника и близкого друга Иоганна Себастьяна Баха — Георга Филиппа Телемана. Сочинение в нашем эфире представит норвежский ансамбль Bergen Barokk, который на лейбле LAWO выпустил диск с произведениями Телемана и интригующим названием «Хамелеон». Откуда оно взялось? Хамелеоном музыканты окрестили знаменитого композитора, поскольку посчитали, что Телеман даже в возрасте 80-ти лет не привязывался к одному-единственному стилю. Творческий почерк Георга Филиппа постоянно менялся. Музыкант будто бы изобретал себя заново. При этом, по мнению участников ансамбля, все произведения Телемана звучат естественно и органично.
Норвежскому ансамблю Bergen Barokk в прошлом году исполнилось 25 лет. Коллектив специализируется на старинной западноевропейской музыке и считается одним из лучших в стране. Ансамбль часто гастролирует в разных странах. Бывал и в России, где выступал с оркестром Pratum Integrum. Один из масштабных проектов Bergen Barokk — запись семидесяти двух кантат Георга Филиппа Телемана.
Если вы учились в музыкальной школе, то, возможно помните слова учителей «на смену барокко пришел классицизм…» Дальше, как правило, следовал рассказ про венских классиков. Их портреты обычно украшают стены кабинетов музлитературы. Произведение, которое сейчас прозвучит, в школьную программу не входило. Это финал Второго фортепианного концерта Людвига ван Бетховена. Музыка задорная, игривая — рондо, поднимающее настроение в любую погоду, прозвучит в исполнении хорошо известной слушателям «Орфея» Марии Жоао Пиреш (Maria Joao Pires). Португальская пианистка, кажется, играла со всеми известными оркестрами и дирижерами, включая Клаудио Аббадо и Рикардо Шайи. А сегодня мы услышим её запись с Лондонским симфоническим под управлением Бернарда Хайтинка (Bernard Haitink).
С двумя первыми фортепианными концертами Бетховена случилась путаница. На самом деле концерт, который называют вторым, композитор написал раньше первого. Но из-за того, что произведение опубликовали позже, его стали называть Вторым концертом. Кстати, Бетховен создал два варианта этого опуса. Работу над сочинением композитор начал в 25 лет и трижды исполнял его в Вене.
Семейный дуэт из Канады Chang2 Duo уже был героем нашей первой программы. В исполнении ансамбля в эфире «Орфея» звучит сочинение Антона Аренского — «Маленькая баллада». А сегодня мы вместе с виолончелистом Брайаном Ченг (Bryan Cheng) и его сестрой-пианисткой Сильвией (Silvie Cheng) шагаем в музыку 20 века и слушаем светлую, жизнеутверждающую вторую часть Сонаты для виолончели и фортепиано Сергея Прокофьева.
Эту сонату Прокофьев начал сочинять, вдохновившись исполнением Мстислава Ростроповича виолончельной сонаты Мясковского. Кстати, Мстислав Леопольдович и стал первым исполнителем опуса Сергея Сергеевича. Фортепианную партию на премьере исполнил Святослав Рихтер. В этом произведении Прокофьев хулиганит и нарушает устоявшийся канон: единственной быстрой частью композитор делает финал.
Когда играют духовики, испытываешь особый трепет и волнение. За дебютанта сегодняшней «Великолепной пятерки» волноваться не приходится: музыканты знают свое дело от и до. Итак, знакомьтесь: испанский духовой квинтет с романтичным названием «Азар» (Azahar Ensemble), означающим цветок апельсина, или апельсиновый цвет. Коллектив появился 9 лет назад в швейцарском Базеле, благодаря фаготисту Серджио Азоллини и стипендии Юношеского национального оркестра Испании, в котором играли участники ансамбля. Квинтет регулярно выступает на престижных мировых площадках, побеждает в конкурсах и записывает диски. В исполнении квинтета «Азар» мы услышим пьесу Хенералифе из цикла «Цыганские танцы» испанского композитора Хоакина Турины.
«Цыганские танцы» Хоакино Турина написал для фортепиано соло. Переложение всего цикла специально для квинтета «Азар» сделал внук композитора Хосе Луис Турина. Одна из пьес «Хенералифе» названа в честь дворца, который находится в Гранаде недалеко от крепости Альгамбра. Эта знаменитая резиденция эмиров, правивших регионом, сегодня входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Масштабный проект затеяли Московская консерватория и фирма «Мелодия», решив издать «Антологию современной хоровой музыки России». Второй релиз посвятили творчеству Сергея Слонимского. Центральное сочинение альбома — Реквием. Его премьера состоялась в Большом зале Московской консерватории 4 года назад. На диске есть ещё несколько записей с концерта, на котором Камерный хор Московской консерватории и коллектив радио «Орфей» — «Мастера хорового пения» под управлением Льва Конторовича исполнили хоровые сочинения петербургского композитора. Одно из них на стихи Пушкина он написал более 40 лет назад. В миниатюре «Если жизнь тебя обманет» Сергей Слонимский показывает высший пилотаж как необычайный мелодист. И слова композитора не расходятся с делом.
Сергей Слонимский: «Мне кажется, если музыка тональная, то подавай ярчайшую мелодику, не банальную, которая не „слизана“ ни у кого. Это очень трудно!»