«Три сестры»

  • 2 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
МХАТ имени Горького открыл театральный сезон позже всех остальных, но время зря не тратил. Новый генеральный директор театра Владимир Кехман провёл очередной этап капитального ремонта, — держась прежней линии художественного решения внутреннего пространства, Кехман где-то меняет пропорции — скажем, расширяет кассовый зал, где уже в сентябре прошла выставка к 90-летию Татьяны Васильевны Дорониной. Золотит стены фойе, меняет кресла и делает светлее, удобнее и современнее зрительный зал. А параллельно шли репетиции «Трёх сестёр», которыми и открыли сезон. Наверное, не стоит всерьез верить тому, что публике предлагают тот самый спектакль Владимира Ивановича Немировича-Данченко, хотя, как и несколько лет тому назад, афиша вновь настаивает на этом. Как бы подтверждая справедливость сказанного, на сайте театра приводятся слова самого Немировича, который считал, что любую пьесу Чехова каждый раз надо ставить заново, подходить к ней с сегодняшними глазами и чувствами, а не глазами хорошего музея. По-другому и не получится. Классический взгляд, то есть, уважительное отношение к тексту Чехова и в данном случае не мешает актёру и режиссеру Сергею Десницкому, которому театр доверил вывести героев «Трех сестер» на сцену МХАТа имени Горького, делать кое-какие сокращения, хотя спектакль в итоге идет 3 с лишним часа с двумя антрактами. Правда, второе и третье действия пролетают, как говорится, на одном дыхании, за 30-40 минут.
«Три сестры»
Вроде бы всё «по Чехову», костюмы со всеми важными подробностями воссозданы по оригинальным эскизам легендарного спектакля 1940 года, а легендарная декорация Владимира Дмитриева как бы раздвинута до размеров сцены на Тверском бульваре стараниями современного театрального художника Вячеслава Окунева. Можно говорить всерьез об актерских работах Наталии Медведевой в роли Маши и совсем юной Валентины Стойилкович, кажется, еще не окончившей Щукинский институт, но она уже выходит в нескольких ролях в Вахтанговском, а Кехман сразу пригласил ее в труппу МХАТа имени Горького, и думается, не прогадал. Агния Кузнецова играет Наташу, а Георгий Иобадзе, несколько лет назад немного напугавший столичную публику в роли молодого Сталина, оказывается, хороший актер. В «Трех сестрах» он играет Солёного.
Те, кто видел и помнит великий спектакль Олега Николаевича Ефремова, подтвердит, что ни одной главной роли там не было сыграно от начала до конца. Серьёзные удачи были в ролях второго плана и даже в эпизодических у Чехова — нянька, Ферапонт, а у главных героев — у каждого — были сильные сцены.
Нынешние «Три сестры» во МХАТе Горького открывают то, чего в прежних спектаклях лично я не помню: здесь впервые открывается, что «в Москву, в Москву» может быть ложной целью, даже вредной, если вдуматься, как складываются судьбы сестер, да и брата их тоже. Вместо того, чтобы жить по-человечески, прислушавшись к добрым советам Вершинина, быть умными и красивыми в этом городе, они не ценят ни этого города, ни людей в нём, наверное, достойных и любви, и сострадания. Но знать этого они не хотят. Не знаю, думал ли о возможности такого прочтения Немирович-Данченко, но эта мысль наверняка близка Кехману и, конечно, соответствует сегодняшним российским приоритетам.

Последние выпуски программы

«Собачье сердце»

Модный режиссёр, он же — автор инсценировки Антон Фёдоров выпустил в московском ТЮЗе спектакль «Собачье сердце». На сайте театра в связи с этим предлагают вспомнить, что когда-то «Собачье сердце» поставила на этой самой сцене Генриетта Яновская, ставший её первым спектаклем-визитной карточкой и нового худрука, и нового театра.

«Клоуны»

В театре бытует мнение, что спектакль начинает жить полноценной жизнью примерно на 10-12-м представлении. Премьеру «Клоунов» в театре ОКОЛО Дома Станиславского сыграли в минувшем октябре, так что время смотреть спектакль уже пришло и можно безбоязненно его рекомендовать, имея в виду то ещё, что «Клоуны» — из тех спектаклей, где для успеха многое должно сойтись….

«Не только любовь»

Для первой в этом году оперной премьеры Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко выбрал оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». Написанная в самом начале 60-х, она сразу же была поставлена, — в 1961 году буквально одна за другой, с разницей в месяц, премьеры вышли в Новосибирском театре оперы и балета и в Большом.