«Царская невеста»

4 ноября 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В ответ на вопрос «в чём состоит основная задача режиссёра» один из абитуриентов, поступавших в этом году на режиссёрский факультет ГИТИСа, не задумываясь, ответил: «Перенести время действия пьесы в наши дни». Хочется думать, что такое, скажем так, упрощённое толкование режиссёрской профессии не окончательно овладело режиссёрскими массами. Однако же вышедшая в сентябре в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко премьера «Царской невесты» в очередной раз заставила задуматься о кризисе режиссерских идей. Хотя режиссер-постановщик спектакля Дмитрий Белянушкин – которого до сих пор, казалось, справедливо называли надеждой нашего музыкального театра - вроде бы проявляет даже некоторую оригинальность и, вразрез с только что сказанным, переносит время действия оперы Римского-Корсакова не в наши дни, а в будущее. Но по мысли постановщика это не совсем будущее, - скорее, что-то вроде буквального воплощения английского Future in the past – будущее в прошедшем, поскольку в придуманном Белянушкиным 2072 году жизнь причудливым образом возвращается к традициям и даже костюмам далёкого прошлого, частично соответствующим «Царской невесте» Римского-Корсакова, который был и автором музыки и автором либретто. Так что из примет будущего в спектакле – вполне сегодняшние наши мобильные телефоны да электронные сигареты. Все остальные внедрения режиссера в более-менее известный сюжет одной из самых популярных русских опер – в Москве, например, новая «Царская невеста» стала уже четвертой, вдобавок к уже идущим версиям в Большом, Геликон-опере и Новой опере, - так вот, новации режиссёра добавляют происходящему – особенно в финале, в развязке сюжета – немало суеты, когда Грязной успевает и Марфу пожалеть, и Любашу обнять напоследок, а Любаша сама уже справляется со своими проблемами, убивая себя из пистолета. Кстати, вот еще одна современная деталь, но именно современная, поскольку в будущем, как мы знаем, обычное огнестрельное оружие должны повсеместно заменить бластеры.
«Царская невеста»
Впрочем, у премьеры в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, несмотря на все усилия режиссера, есть и достоинства: во-первых – солисты, и тут надо отдать должное оперной труппе театра, замечательных открытий хватило на все три дня премьерной серии, плюс – известные уже солисты, каждый из которых неизменно «приводит» в театр свою верную группу поклонников. И второе приятное открытие – оркестр. Музыкальный руководитель спектакля – Ариф Дадашев, но премьерой дирижировал и совсем молодой Фёдор Безносиков, ученик Феликса Коробова, кстати, еще не окончивший дирижерское отделение Московской консерватории. При этом под его деликатной рукой оркестр находился в редкой гармонии с солистами, не теряя звучания, но одновременно позволяя им проявить возможности своего голоса. Конечно, в опере, как и на симфоническом концерте, если не хочется смотреть на сцену, можно просто закрыть глаза и слушать. Но чтобы доставить публике подобное удовольствие, театр мог бы, конечно, сильно сэкономить.
 
 

Последние выпуски программы

«Тартюф»

На сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета худрук Евгений Марчелли выпустил «Тартюфа».

«Душа моя Павел»

Спектакль «Душа моя Павел» художественный руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин выпустил в апреле 2022 года и с тех пор его играют, нечасто, но раз в месяц — обязательно.

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.