«Царская невеста»
4 ноября 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В ответ на вопрос «в чём состоит основная задача режиссёра» один из абитуриентов, поступавших в этом году на режиссёрский факультет ГИТИСа, не задумываясь, ответил: «Перенести время действия пьесы в наши дни». Хочется думать, что такое, скажем так, упрощённое толкование режиссёрской профессии не окончательно овладело режиссёрскими массами. Однако же вышедшая в сентябре в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко премьера «Царской невесты» в очередной раз заставила задуматься о кризисе режиссерских идей. Хотя режиссер-постановщик спектакля Дмитрий Белянушкин – которого до сих пор, казалось, справедливо называли надеждой нашего музыкального театра - вроде бы проявляет даже некоторую оригинальность и, вразрез с только что сказанным, переносит время действия оперы Римского-Корсакова не в наши дни, а в будущее. Но по мысли постановщика это не совсем будущее, - скорее, что-то вроде буквального воплощения английского Future in the past – будущее в прошедшем, поскольку в придуманном Белянушкиным 2072 году жизнь причудливым образом возвращается к традициям и даже костюмам далёкого прошлого, частично соответствующим «Царской невесте» Римского-Корсакова, который был и автором музыки и автором либретто. Так что из примет будущего в спектакле – вполне сегодняшние наши мобильные телефоны да электронные сигареты. Все остальные внедрения режиссера в более-менее известный сюжет одной из самых популярных русских опер – в Москве, например, новая «Царская невеста» стала уже четвертой, вдобавок к уже идущим версиям в Большом, Геликон-опере и Новой опере, - так вот, новации режиссёра добавляют происходящему – особенно в финале, в развязке сюжета – немало суеты, когда Грязной успевает и Марфу пожалеть, и Любашу обнять напоследок, а Любаша сама уже справляется со своими проблемами, убивая себя из пистолета. Кстати, вот еще одна современная деталь, но именно современная, поскольку в будущем, как мы знаем, обычное огнестрельное оружие должны повсеместно заменить бластеры.
Впрочем, у премьеры в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, несмотря на все усилия режиссера, есть и достоинства: во-первых – солисты, и тут надо отдать должное оперной труппе театра, замечательных открытий хватило на все три дня премьерной серии, плюс – известные уже солисты, каждый из которых неизменно «приводит» в театр свою верную группу поклонников. И второе приятное открытие – оркестр. Музыкальный руководитель спектакля – Ариф Дадашев, но премьерой дирижировал и совсем молодой Фёдор Безносиков, ученик Феликса Коробова, кстати, еще не окончивший дирижерское отделение Московской консерватории. При этом под его деликатной рукой оркестр находился в редкой гармонии с солистами, не теряя звучания, но одновременно позволяя им проявить возможности своего голоса. Конечно, в опере, как и на симфоническом концерте, если не хочется смотреть на сцену, можно просто закрыть глаза и слушать. Но чтобы доставить публике подобное удовольствие, театр мог бы, конечно, сильно сэкономить.