«Сельская честь»

22 октября 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В «Геликон-опере» под занавес театрального сезона спели премьеру «Сельской чести» Масканьи. Дмитрий Бертман, основатель и художественный руководитель «Геликона», взялся за оперу, которую сам называет одним из самых прекрасных произведений, когда-либо созданных. А всякий, интересующийся оперным искусством, помнит, что «Сельская честь» считается первой веристской оперой, когда музыкальный театр по стопам литературы и ноздря в ноздрю с изобразительным искусством увлекся реализмом, жизненными сюжетами, бытовыми историями, в которых нашлось место жителям предместий, обывателям, их переживаниям и чувствам. Что-то вроде наших художников-«передвижников», но, конечно, с итальянскими страстями и под жарким итальянским солнцем, даже если, как в «Сельской чести», действие происходит в, казалось бы, исполненную религиозных переживаний и религиозного трепета пасхальную праздничную неделю, которые тут перебивают не на шутку разбушевавшиеся любовь и ревность; новые увлечения и прежние ничуть не остывшие привязанности добавляют огня.
«Сельская честь»
Бертман — давно уже зрелый мастер, сам воспитавший немало учеников-известных режиссеров, верен школе Покровского, который в свою очередь боготворил Станиславского и вот, в программке, в своем вступительном слове режиссер напоминает, что великий Станиславский предлагал в отрицательном герое искать хоть какие-то положительные черты. Актер — адвокат своего персонажа. И одновременно режиссер предлагает вспомнить о сильных чувствах, а может быть, еще важнее — о способности к сопереживанию, и весь его спектакль — час двадцать без антракта (тут Масканьи должен быть признан уникальным композитором, поскольку самая известная его опера — самая короткая), так вот, весь спектакль Дмитрия Бертмана — это своего рода сгусток сильных страстей, за которыми — в исполнении солистов и хора «Геликон-оперы» невозможно наблюдать с холодным носом, без подключения к этим жарким и сильным страстям под жарящим вовсю лишь календарно ещё весенним солнцем.
Художники спектакля Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева без видимого насилия переносят действие спектакля в мир современного общества потребления, вот — универмаг, вот — традиционные скидки и сопутствующий ажиотаж. Хор — толпа покупателей, длинноногие красавицы и их спутники, светские молодые люди, — любители модных брендов и скидок, они же, такие узнаваемые, — главные потребители горячих светских новостей и всё, что происходит между Турриду и Лолой, Турриду и Сантуцци, Альфио и Сантуцци — для этой разноцветной и праздной толпы становится замечательным дополнением к удачному шоппингу. Подняться над суетой и увидеть в происходящем настоящие чувства и драматические переживания, — режиссёру удается столкнуть «лбами» два этих мира, а трагедия, в результате которой Турридо гибнет, в силах — пускай на мгновение — отрезвить праздную толпу и ту её часть, которая в этот вечер заполнила зал «Геликон-оперы». На премьере оркестром дирижировал Евгений Бражник, внимательный к солистам и хору, поэтому у публики была возможность оценить всю красоту голосов квартета главных героев — Светланы Создателевой, которая пела Сантуццу, и Ларисы Костюк в партии Мамы Лючии, и Шоты Чибирова -Турриду и Максима Перебейноса — Альфио.
Фото с сайта театра

Последние выпуски программы

«Тартюф»

На сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета худрук Евгений Марчелли выпустил «Тартюфа».

«Душа моя Павел»

Спектакль «Душа моя Павел» художественный руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин выпустил в апреле 2022 года и с тех пор его играют, нечасто, но раз в месяц — обязательно.

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.