«Сельская честь»
22 октября 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В «Геликон-опере» под занавес театрального сезона спели премьеру «Сельской чести» Масканьи. Дмитрий Бертман, основатель и художественный руководитель «Геликона», взялся за оперу, которую сам называет одним из самых прекрасных произведений, когда-либо созданных. А всякий, интересующийся оперным искусством, помнит, что «Сельская честь» считается первой веристской оперой, когда музыкальный театр по стопам литературы и ноздря в ноздрю с изобразительным искусством увлекся реализмом, жизненными сюжетами, бытовыми историями, в которых нашлось место жителям предместий, обывателям, их переживаниям и чувствам. Что-то вроде наших художников-«передвижников», но, конечно, с итальянскими страстями и под жарким итальянским солнцем, даже если, как в «Сельской чести», действие происходит в, казалось бы, исполненную религиозных переживаний и религиозного трепета пасхальную праздничную неделю, которые тут перебивают не на шутку разбушевавшиеся любовь и ревность; новые увлечения и прежние ничуть не остывшие привязанности добавляют огня.
Бертман — давно уже зрелый мастер, сам воспитавший немало учеников-известных режиссеров, верен школе Покровского, который в свою очередь боготворил Станиславского и вот, в программке, в своем вступительном слове режиссер напоминает, что великий Станиславский предлагал в отрицательном герое искать хоть какие-то положительные черты. Актер — адвокат своего персонажа. И одновременно режиссер предлагает вспомнить о сильных чувствах, а может быть, еще важнее — о способности к сопереживанию, и весь его спектакль — час двадцать без антракта (тут Масканьи должен быть признан уникальным композитором, поскольку самая известная его опера — самая короткая), так вот, весь спектакль Дмитрия Бертмана — это своего рода сгусток сильных страстей, за которыми — в исполнении солистов и хора «Геликон-оперы» невозможно наблюдать с холодным носом, без подключения к этим жарким и сильным страстям под жарящим вовсю лишь календарно ещё весенним солнцем.
Художники спектакля Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева без видимого насилия переносят действие спектакля в мир современного общества потребления, вот — универмаг, вот — традиционные скидки и сопутствующий ажиотаж. Хор — толпа покупателей, длинноногие красавицы и их спутники, светские молодые люди, — любители модных брендов и скидок, они же, такие узнаваемые, — главные потребители горячих светских новостей и всё, что происходит между Турриду и Лолой, Турриду и Сантуцци, Альфио и Сантуцци — для этой разноцветной и праздной толпы становится замечательным дополнением к удачному шоппингу. Подняться над суетой и увидеть в происходящем настоящие чувства и драматические переживания, — режиссёру удается столкнуть «лбами» два этих мира, а трагедия, в результате которой Турридо гибнет, в силах — пускай на мгновение — отрезвить праздную толпу и ту её часть, которая в этот вечер заполнила зал «Геликон-оперы». На премьере оркестром дирижировал Евгений Бражник, внимательный к солистам и хору, поэтому у публики была возможность оценить всю красоту голосов квартета главных героев — Светланы Создателевой, которая пела Сантуццу, и Ларисы Костюк в партии Мамы Лючии, и Шоты Чибирова -Турриду и Максима Перебейноса — Альфио.
Фото с сайта театра