«Голый король»

24 июня 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
О некоторых спектаклях, увы-увы, можно рассказывать с обязательным сопроводительным текстом: спешите увидеть, дипломные спектакли — продукт не столько скоропортящийся, сколько конечный, — закончат институт и — поминай, как говорится, как звали. В данном случае, правда, мастер их курса в ГИТИСе Нонна Гришаева говорит, что вышедшую недавно премьеру «Голого короля» по сказке Евгения Шварца бросать она не собирается, а непременно включит спектакль в репертуар руководимого ею Театра РОСТа в Царицыно. И всё-таки это будет уже другой спектакль, пусть немного, а всё-таки другой. А в ближайший месяц «Голого короля» ещё поиграют в Учебном театре ГИТИСа и стоит сходить и посмотреть, что ещё можно сделать с этой историей, отчасти известной многим с детства по сказкам Андерсена «Новое платье короля», «Принцесса на горошине» и «Свинопас». Шварц, правда, написавший эту пьесу в середине 30-х, так и не увидел ее поставленной при жизни. Вроде бы вполне невинные шуточки из детской сказки, перенесенные в историю для зрителей более старшего возраста, сразу же приобрела черты чуть ли не политической сатиры, хотя свойственная Евгению Шварцу манера письма и манера шутить, позже воспринятая и талантливо продолженная драматургом Григорием Гориным, на мой взгляд, имеет большее отношение не к сатире, а к иронии, но иронии не горькой, а веселой и даже радующей, причем радующей почти всех — и тех, кто иронизирует, и тех, кто смеется, и даже тех, над кем иронизируют — они не в обиде.
«Голый король»
Режиссёр спектакля Александр Нестеров превратил сказку Шварца во вполне себе современный и бодрый мюзикл, в котором часть текстов удачно положены на стихи Вениамина Борисова, а стихи в свою очередь превратились в вокальные номера, сольные и исполняемые хором, — это уже благодаря композитору Ивану Замотаеву, в прошлом — однокурснику режиссера спектакля всё по тому же ГИТИСу.
Поскольку в своей мастерской Нонна Гришаева собрала ребят, умеющих неплохо двигаться, хорошо петь, плюс едва ли не все они играют на разных музыкальных инструментах, а в течение четырех лет учёбы все эти Богом данные способности удалось развить, а в отдельных случаях — и довести до совершенства, волшебный горшок, тот самый, который то варит, то не варит, в спектакле получает черты очаровательной саксофонистки Александры Ледневой. Впрочем, авторы спектакля и в некоторых других вопросах ведут довольно-таки вольный диалог с пьесой-сказкой Евгения Шварца. Но на самые важные, так сказать, основополагающие ценности режиссер посягать не решается и, как видно, не имел такого желания: Генрих — Семен Газиев безнадежно влюблён в принцессу, а принцесса — Екатерина Короткова здесь так хороша, так очаровательна и так находчива, что даже странно, как это остальные все не становятся, вопреки сюжету, непримиримыми соперниками Свинопаса. Король-отец в исполнении Ильдуса Хасанова, как и положено королю в этой сказке, хотя и желает счастья своей дочери, смешон, а для выхода его в голом виде художник Янина Куштевская придумала весьма экстравагантный и вправду совершенно голый костюм, впрочем, никак не нарушающий правил приличий и соответствующий возрастному ограничению для этого спектакля.

Последние выпуски программы

«Тартюф»

На сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета худрук Евгений Марчелли выпустил «Тартюфа».

«Душа моя Павел»

Спектакль «Душа моя Павел» художественный руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин выпустил в апреле 2022 года и с тех пор его играют, нечасто, но раз в месяц — обязательно.

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.