«Голый король»
24 июня 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
О некоторых спектаклях, увы-увы, можно рассказывать с обязательным сопроводительным текстом: спешите увидеть, дипломные спектакли — продукт не столько скоропортящийся, сколько конечный, — закончат институт и — поминай, как говорится, как звали. В данном случае, правда, мастер их курса в ГИТИСе Нонна Гришаева говорит, что вышедшую недавно премьеру «Голого короля» по сказке Евгения Шварца бросать она не собирается, а непременно включит спектакль в репертуар руководимого ею Театра РОСТа в Царицыно. И всё-таки это будет уже другой спектакль, пусть немного, а всё-таки другой. А в ближайший месяц «Голого короля» ещё поиграют в Учебном театре ГИТИСа и стоит сходить и посмотреть, что ещё можно сделать с этой историей, отчасти известной многим с детства по сказкам Андерсена «Новое платье короля», «Принцесса на горошине» и «Свинопас». Шварц, правда, написавший эту пьесу в середине 30-х, так и не увидел ее поставленной при жизни. Вроде бы вполне невинные шуточки из детской сказки, перенесенные в историю для зрителей более старшего возраста, сразу же приобрела черты чуть ли не политической сатиры, хотя свойственная Евгению Шварцу манера письма и манера шутить, позже воспринятая и талантливо продолженная драматургом Григорием Гориным, на мой взгляд, имеет большее отношение не к сатире, а к иронии, но иронии не горькой, а веселой и даже радующей, причем радующей почти всех — и тех, кто иронизирует, и тех, кто смеется, и даже тех, над кем иронизируют — они не в обиде.
Режиссёр спектакля Александр Нестеров превратил сказку Шварца во вполне себе современный и бодрый мюзикл, в котором часть текстов удачно положены на стихи Вениамина Борисова, а стихи в свою очередь превратились в вокальные номера, сольные и исполняемые хором, — это уже благодаря композитору Ивану Замотаеву, в прошлом — однокурснику режиссера спектакля всё по тому же ГИТИСу.
Поскольку в своей мастерской Нонна Гришаева собрала ребят, умеющих неплохо двигаться, хорошо петь, плюс едва ли не все они играют на разных музыкальных инструментах, а в течение четырех лет учёбы все эти Богом данные способности удалось развить, а в отдельных случаях — и довести до совершенства, волшебный горшок, тот самый, который то варит, то не варит, в спектакле получает черты очаровательной саксофонистки Александры Ледневой. Впрочем, авторы спектакля и в некоторых других вопросах ведут довольно-таки вольный диалог с пьесой-сказкой Евгения Шварца. Но на самые важные, так сказать, основополагающие ценности режиссер посягать не решается и, как видно, не имел такого желания: Генрих — Семен Газиев безнадежно влюблён в принцессу, а принцесса — Екатерина Короткова здесь так хороша, так очаровательна и так находчива, что даже странно, как это остальные все не становятся, вопреки сюжету, непримиримыми соперниками Свинопаса. Король-отец в исполнении Ильдуса Хасанова, как и положено королю в этой сказке, хотя и желает счастья своей дочери, смешон, а для выхода его в голом виде художник Янина Куштевская придумала весьма экстравагантный и вправду совершенно голый костюм, впрочем, никак не нарушающий правил приличий и соответствующий возрастному ограничению для этого спектакля.