«Собачье сердце»

22 января 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Малом театре сыграли премьеру «Собачьего сердца». Булгаков, весьма неравнодушно относившийся к понятиям признание и успех, вероятно, был бы вполне доволен тем, что наконец его герои вышли на когда-то императорские подмостки ныне просто академического Малого театра, ложи которого, впрочем, как и в прежние века блещут золотом и алеют темно-красным бархатом.
Надо сказать, что в сознании уже нескольких российских поколений «Собачье сердце» прочно связано с одноименным двухсерийным фильмом Владимира Бортко, а реплики профессора Преображенского и сам его образ — с исполнением Евгения Александровича Евстигнеева.
На сайте Малого театра можно прочитать слова режиссёра Алексея Дубровского о том, что со времени выхода фильма прошло 30 лет, многое изменилось и даже наше отношение к самой затее Преображенского превратить собаку в человека, а затем, когда эксперимент пошел не так, как хотелось — а как хотелось профессору, честно говоря, мы так и не узнаём — вернуть собаку в её первобытное состояние… Кстати, признанный коллегами, на протяжении повести профессор Преображенский ни разу никого из своих пациентов не спасает от смертельного недуга и вообще не лечит, а все его операции и сам медицинский прием, скорее, успешный бизнес с медицинским уклоном. В общем, желание посмотреть на известный сюжет с несколько иной точки зрения представляется вполне оправданным.
Попытка развести нынешнее «Собачье сердце» Малого театра с прежним и всем известным «Собачьим сердцем» — фильмом Владимира Бортко не залаживается с первых минут, даже с первых секунд спектакля, который, как и фильм, начинается звуками завывающего зимнего ветра, затем, как и в фильме из одного конца сцены в другой спешат замерзающие прохожие, появляется собака, Шарик, которого вполне убедительно играет актер Владимир Тяптушкин… Начинается монолог ошпаренного поваром пса. Вооружившись идеей развести свою нынешнюю интерпретацию булгаковской повести с популярной киноверсией, вероятно, надо было подумать об инсценировке, которая бы позволила и по-новому взглянуть на известных героев с их хрестоматийно известными репликами, которые знает даже тот, кто не читал саму повесть и кто даже фильма, возможно, не смотрел. Другое дело: даёт ли такую возможность Булгаков? Возможно ли — в порядке уже не медицинского, а театрального эксперимента — попробовать поставить под сомнение научный и человеческий авторитет Преображенского? Тут Швондер, представитель домкома, персонаж однозначно отрицательный, а профессор Преображенский с его культом обедов за накрытым белой скатертью столом, водкой в графине, правильно разложенными столовыми приборами, — он и вовсе местами предстаёт этаким альтер эго самого Булгакова и уже в этом качестве безальтернативно положительным героем. Так что любая попытка перечитать повесть как-то по-новому обернётся проблемой.
Героем спектакля, как и булгаковской повести, становится профессор в исполнении Василия Ивановича Бочкарёва, вероятно, лучшего и уж точно одного из лучших актеров сегодняшней русской сцены. Каждая секунда его пребывания на сцене насыщена таким количеством подробностей, живой жизни, что даже на первом спектакле удавалось отрешиться от готовности предсказать и подсказать каждое следующее слово. Глядя на Бочкарёва, прощаешь и то, что Преображенский в этом спектакле проходит в квартиру в заснеженном пальто и шапке, чего бы булгаковский профессор с его борьбой за образцовый порядок никогда не позволил, что на глазах у профессора его домработница Зина прячет водку в буфет, не закупоривая графина, — настоящий Преображенский такую бы незамедлительно выгнал из дома… Впрочем, если следить только за жестами и интонациями, за поведением одного только Преображенского-Бочкарева, которому режиссер дает такую важную и так необходимую большому артисту свободу, что спектаклю прощаешь всё, в том числе и копию башни Третьего Интернационала Татлина, во всю высоту сцены Малого театра выстроенную художником спектакля Марией Утробиной, которая никакого отношения ни к этому спектаклю, ни тем более к игре в нём Василия Бочкарёва не имеет. Впрочем, Бочкарёву башня Татлина совсем не мешает.

Последние выпуски программы

«Тартюф»

На сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета худрук Евгений Марчелли выпустил «Тартюфа».

«Душа моя Павел»

Спектакль «Душа моя Павел» художественный руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин выпустил в апреле 2022 года и с тех пор его играют, нечасто, но раз в месяц — обязательно.

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.