«Страсти по Бумбарашу»
11 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сегодня в Москве не так много театров, которые могут похвастать тем, что способны обойтись своими актерскими силами, даже когда берутся за многонаселенные истории. Кто-то возразит: есть Малый театр, «Мастерская Петра Фоменко», «Студия театрального искусства», Театр Табакова, Маяковка… Да, но вряд ли из сотни с лишним московских театров таких, самостоятельных, окажется больше двадцати. Табакерка — из этого круга избранных, где, например, в «Страстях по Бумбарашу» актёры первого табаковского призыва выходят буквально на несколько минут и почти под занавес, материализуя известную мысль Станиславского про премьера, который сегодня играет главную роль, а завтра выходит в массовке. В истории Московского Художественного театра эпохи Станиславского и Немировича-Данченко таких примеров я, кстати, так и не нашел, а в Табакерке — вот же, в «Бумбараше» в финале — перед тем как покинуть подмостки Истории, в ролях белых командиров на несколько минут на сцене появляются заслуженные «старики» табаковской труппы — Сергей Беляев, Виталий Егоров, Сергей Угрюмов, вызывая и уважение к театру, где подобное возможно, и позволяя «подключиться» к каждому, почувствовать горечь исторических потерь. Каждая армия, как будто бы настаивает режиссер, состоит не из полков, батальонов и рот, а из конкретных офицеров и солдат. Банально? Наверное. Но наворачиваются слезы, когда приходит осознание этой банальности.
В общем, так: Владимир Машков снова поставил спектакль «Страсти по Бумбарашу», пьесу в стихах Юлия Кима с музыкой Владимира Дашкевича, то есть очень музыкальный спектакль, с песнями и танцами, причем некоторые песни многие зрители более-менее старших поколений помнят еще и по советскому фильму Рашеева и Народицкого с Валерием Золотухиным в заглавной роли.
В этой музыкальной истории, сочиненной по рассказам Аркадия Гайдара, несмотря на прошедшие десятилетие, даже столетие, многие диалоги по-прежнему звучат злободневно. И хотя в спектакле всё и музыкально, и задорно, а всё ж то тот, то другой ПЕРСОНАЖ падает замертво и потом выходит только на аплодисменты. Бумбараш — то ли сказочный, то ли былинный герой — изо всех приключений выходит живым и невредимым, но ко всем остальным судьба не так благосклонна, никому другому семи жизней авторы не подарили.
Хороший получился спектакль. Тем, кто видел прежний, возможно, как мне, поначалу мешает то, с какой тщательностью нынешний исполнитель главной роли Севастьян Смышников повторяет, кажется, выверенную до сантиметра пластику и интонации игравшего когда-то Бумбараша и в этой роли прославившегося Евгения Миронова. Но следом за ним на сцену выходят другие персонажи и другие актеры, возможно, более опытные, а может, так сильно не похожие на своих предшественников в этой истории, что даже и об этом первоначальном неудобстве восприятия забываешь, получая с каждой минутой все большее удовольствие от происходящего, подключаясь к царящей на сцене стихии игры.
Хороший спектакль — тот, который доставляет удовольствие. Хороший спектакль — тот, который хочется пересказывать, вернувшись из театра домой, местами подражая интонациям и движениям актеров. «Страсти по Бумбарашу» — хороший спектакль по любой описанной шкале. Подобно самому Владимиру Машкову, спектакль бурлит энергией и захватывает в свой бурлящий поток, позволяя почувствовать стихию революции, которая и Бумбарашу долго не позволяла вырваться или хитро выскользнуть, бросая то к белым, то к красным, то к «бандитам», выделенным в программке в отдельную категорию, хотя чего-то особенно бандитского, чего бы ни делали ни белые, ни красные, они не совершали ни в истории Гражданской войны, ни в спектакле Театра Табакова.