«Страсти по Бумбарашу»

11 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сегодня в Москве не так много театров, которые могут похвастать тем, что способны обойтись своими актерскими силами, даже когда берутся за многонаселенные истории. Кто-то возразит: есть Малый театр, «Мастерская Петра Фоменко», «Студия театрального искусства», Театр Табакова, Маяковка… Да, но вряд ли из сотни с лишним московских театров таких, самостоятельных, окажется больше двадцати. Табакерка — из этого круга избранных, где, например, в «Страстях по Бумбарашу» актёры первого табаковского призыва выходят буквально на несколько минут и почти под занавес, материализуя известную мысль Станиславского про премьера, который сегодня играет главную роль, а завтра выходит в массовке. В истории Московского Художественного театра эпохи Станиславского и Немировича-Данченко таких примеров я, кстати, так и не нашел, а в Табакерке — вот же, в «Бумбараше» в финале — перед тем как покинуть подмостки Истории, в ролях белых командиров на несколько минут на сцене появляются заслуженные «старики» табаковской труппы — Сергей Беляев, Виталий Егоров, Сергей Угрюмов, вызывая и уважение к театру, где подобное возможно, и позволяя «подключиться» к каждому, почувствовать горечь исторических потерь. Каждая армия, как будто бы настаивает режиссер, состоит не из полков, батальонов и рот, а из конкретных офицеров и солдат. Банально? Наверное. Но наворачиваются слезы, когда приходит осознание этой банальности.
В общем, так: Владимир Машков снова поставил спектакль «Страсти по Бумбарашу», пьесу в стихах Юлия Кима с музыкой Владимира Дашкевича, то есть очень музыкальный спектакль, с песнями и танцами, причем некоторые песни многие зрители более-менее старших поколений помнят еще и по советскому фильму Рашеева и Народицкого с Валерием Золотухиным в заглавной роли.
«Страсти по Бумбарашу»
В этой музыкальной истории, сочиненной по рассказам Аркадия Гайдара, несмотря на прошедшие десятилетие, даже столетие, многие диалоги по-прежнему звучат злободневно. И хотя в спектакле всё и музыкально, и задорно, а всё ж то тот, то другой ПЕРСОНАЖ падает замертво и потом выходит только на аплодисменты. Бумбараш — то ли сказочный, то ли былинный герой — изо всех приключений выходит живым и невредимым, но ко всем остальным судьба не так благосклонна, никому другому семи жизней авторы не подарили.
Хороший получился спектакль. Тем, кто видел прежний, возможно, как мне, поначалу мешает то, с какой тщательностью нынешний исполнитель главной роли Севастьян Смышников повторяет, кажется, выверенную до сантиметра пластику и интонации игравшего когда-то Бумбараша и в этой роли прославившегося Евгения Миронова. Но следом за ним на сцену выходят другие персонажи и другие актеры, возможно, более опытные, а может, так сильно не похожие на своих предшественников в этой истории, что даже и об этом первоначальном неудобстве восприятия забываешь, получая с каждой минутой все большее удовольствие от происходящего, подключаясь к царящей на сцене стихии игры.
Хороший спектакль — тот, который доставляет удовольствие. Хороший спектакль — тот, который хочется пересказывать, вернувшись из театра домой, местами подражая интонациям и движениям актеров. «Страсти по Бумбарашу» — хороший спектакль по любой описанной шкале. Подобно самому Владимиру Машкову, спектакль бурлит энергией и захватывает в свой бурлящий поток, позволяя почувствовать стихию революции, которая и Бумбарашу долго не позволяла вырваться или хитро выскользнуть, бросая то к белым, то к красным, то к «бандитам», выделенным в программке в отдельную категорию, хотя чего-то особенно бандитского, чего бы ни делали ни белые, ни красные, они не совершали ни в истории Гражданской войны, ни в спектакле Театра Табакова.

Последние выпуски программы

«Тартюф»

На сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета худрук Евгений Марчелли выпустил «Тартюфа».

«Душа моя Павел»

Спектакль «Душа моя Павел» художественный руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин выпустил в апреле 2022 года и с тех пор его играют, нечасто, но раз в месяц — обязательно.

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.