«Амадей» в театре «У Никитских ворот»
16 октября 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Амадей» в театре «У Никитских ворот» поставил основатель театра и его бессменный руководитель Марк Григорьевич Розовский. Премьеру сыграли 2,5 года тому назад, что не мешает спектаклю по-прежнему собирать аншлаги, хоть недоброжелатели, то есть те, кому спектакль не понравится, наверняка найдут и этому простое объяснение: собирать аншлаги в театре в самом центре Москвы и в таком компактном зале несложно.
Представление об этой хорошо сделанной пьесе Питера Шеффера можно, посмотрев фильм выдающегося режиссера Милоша Формана, отдавшего главные роли — а это, точь-в-точь как у Пушкина, Моцарт и Сальери, — Тому Халсу и Мюррей Абрахаму. У Марка Григорьевича Розовского своя история отношений с этой пьесой: первая постановка в СССР вышла в начале 83-го года в Ленинграде, в БДТ спектакль поставил сам Товстоногов, а Розовский в том же 83-м году выпустил первый спектакль по той же пьесе в столице и потом 30 лет с неизменным успехом в роли Сальери на сцену Художественного театра выходил Олег Павлович Табаков.
Кстати, «Амадей» во МХАТе стал один из немногих спектаклей, переживших раздел театра: несколько лет его поиграли в еще едином МХАТе имени Горького, а после раздела спектакль оказался в ефремовской половине, которая стала называться МХАТом им. Чехова. Менялись исполнители роли Моцарта — сперва был Пинчевский, потом Козак, за ним — Михаил Ефремов, потом — Безруков, и всех их травил Сальери-Табаков, срывая овации и при первом выходе на сцену и, конечно, в финале.
Премьера «Амадея» Розовского вышла в год рождения театра «У Никитских ворот», так что тут везде и сплошь — сентиментальные сюжеты.
К разговору об «Амадее» в театре «У Никитских ворот» почти идеально подходят строчки Андрея Вознесенского, который за 10 лет до первого обращения Марка Розовского к пьесе о Моцарте и Сальери написал:
«Не возвращайтесь к былым возлюбленным,
былых возлюбленных на свете нет».
В спектакле Розовского почти та же сценография и примерно те же костюмы, поскольку и тогда, и теперь художник спектакля — замечательная, прекрасная Алла Коженкова, которая знает толк в дворцовых историях. Для тех, кто хорошо помнит старый спектакль, нынешнее зрелище не доставит удовольствие. Александр Масолов в роли Сальери не похож на Табакова и это можно посчитать достоинством, но зато то и дело «съезжает» на интонации Иннокентия Михайловича Смоктуновского, что, конечно, не на пользу спектаклю. Моцарт в исполнении Никиты Заболотного хорош, пока хулиганит, но не справляется с ролью трагически умирающего композитора, во всяком случае был не слишком убедителен во втором действии на том спектакле, который достался мне.
В итоге чуть ли не самое большое удовольствие я получил, наблюдая за сидевшими передо мной тремя светскими львицами, которые весь первый акт то и дело отвлекались от сцены, увлеченные чтением биографии Моцарта в своих телефонах. Одна к антракту успела дочитать до конца и 15 минут пересказывала подругам последнюю главку — болезнь и смерть. Так что к началу второго акта все три были во всеоружии.
Впрочем, зал с воодушевлением аплодировал и не только в финале, но и не раз — на протяжении спектакля.
Фото с сайта театра.
Фотографы: Анастасия Ентякова, Юлия Губина