«С художника спросится»

  • 8 октября 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«С художника спросится» — так называется спектакль, который с периодичностью примерно раз в месяц играют на Симоновской сцене Театра имени Вахтангова. Сама эта фраза была вынесена в название статьи Вахтангова, статьи, написанной уже после революции, когда трудно было всем и, наверное, можно сказать, было вообще не до театра, а Вахтангов пишет, что с художника спросится и с тех самых пор слова эти многими считаются одним из девизов и одним из правил жизни для тех, кто числит себя среди вахтанговских учеников и последователей его взглядов на театр. Леопольда Сулержицкого, которого можно назвать и соратником Вахтангова, и одним из его учителей, уже не было в живых, но уроки его по-прежнему были важны и для Вахтангова, и для всех, кого соединили Студии Художественного театра, — собственно говоря, имя Сулержицкого и сегодня можно найти в московской театральной афише, ему приписывают соавторство в той «Синей птице», что и сегодня идет во МХАТе имени Горького, хотя, конечно, за прошедшие 114 лет от Сулержицкого, да и от всех остальных постановщиков спектакля 1908 года, не осталось ничего. В отличие от недавней премьеры Вахтанговского театра, где чувствуется попытка воскресить Сулержицкого, вслушаться в его слова, вдуматься в его мысли, проникнуться и словами, и мыслями… И надо признать, что театр — такое место, где такие чудеса редко, но случаются.
Здесь нет синтезированных голосов, нет каких-то других дорогостоящих решений, — только актеры, которые в образах дзанни, персонажей итальянской комедии масок, актеры — недавние выпускники Щукинского театрального института при Вахтанговском театре, вспоминают, как это было сто лет назад и даже чуть раньше.
Будь моя воля, я бы водил на этот спектакль всех, кто учится на актерских факультетах, всех, кто учится на режиссеров, а ещё — рекомендовал бы его к обязательному просмотру всем, кто собирается стать актером или режиссером, потому что в этом небольшом, даже скромном во многих отношениях спектакле — как скромными по тогдашним финансовым возможностям были и спектакли Вахтанговской студии, звучит величие театральной мысли Сулержицкого, а за ним — и Вахтангова. Это — замечательная история рождения великих театральных замыслов, рождения и воплощения, попытка вывести закон, общий для рождения любого настоящего, тем более великого театра: такой — великий театр рождается только при наличии окрыленных одной идеей компании единомышленников. Тут — как с определением революционной ситуации: может быть только так и никак иначе. Компания идеалистов, разумеется, людей талантливых. Еще лучше — гениальных. По-другому не бывает. Компания единомышленников, похожая на семью. В этом смысле спектакль вахтанговского театра — отчасти семейная история: доктор искусствоведения Елена Дунаева — автор идеи и литературной композиции, а режиссером выступила — ее дочь Ася Князева, а актеры — недавние выпускники Щукинского института, как уже было сказано, то есть — питомцы Евгения Владимировича Князева.
Можно и, наверное, нужно добавить, что у спектакля «С художника спросится» есть не только автор идеи, но также научный консультант Маргарита Литвин, которая помогла собрать необходимый документальный материал. Так что спектакль, несмотря на всю его научную подготовленность и историческую удаленность описываемых и разыгрываемых событий, поставлен в ныне модной технике вербатим, поскольку все слова принадлежат конкретным историческим фигурам, среди которых — давно уже забронзовевшие Станиславский, Немирович-Данченко, Лев Толстой, Антон Павлович Чехов, Горький и многие другие, с которых тут и лоск сняли и пыль протерли с их истрепанных и редко кем вспоминаемых слов. А говорили они важные вещи, без которых театру не выжить. И не родиться.

Последние выпуски программы

  • 27 ноября 2022

«Багровый остров»

Булгаковский текст местами вовсе не растерял актуальности и продолжает, так сказать, работать, сатирическая пьеса Булгакова дает немало возможностей для создания ярких запоминающихся ролей, и как минимум одна такая роль в спектакле есть, — это Савва Лукич, советский культурный чиновник, фактически цензор.

  • 27 ноября 2022

«Лабардан-с»

Новый спектакль Студии театрального искусства называется «Лабардан-с», но чтобы сориентировать тех, кто еще не прочитал или успел забыть важные подробности комедии Гоголя, на сайтах, которые специализируются на продаже театральных билетов, премьеру называют по первоисточнику — «Ревизор».

  • 20 ноября 2022

«Истории»

К столетию Театра Маяковского новый худрук Егор Перегудов приготовил премьеру спектакля-ревю под названием «Истории». В течение трёх часов с антрактом на сцену выходят любимые известные артисты в номерах, которые сами и выбрали: например, Светлана Немоляева играет фрагмент из спектакля «Смех лангусты».