«Я — Сергей Образцов»

  • 4 сентября 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Большая человеческая жизнь, то есть одна человеческая история на фоне ещё более величественной, а местами и страшной большой советской Истории — в спектакле Государственного центрального театра кукол имени С. В. Образцова «Я — Сергей Образцов».
В основе спектакля — воспоминания основателя этого легендарного театра, а поставлен спектакль его внучкой Екатериной Образцовой. Для тех, кто не в теме, — она работает много лет в Образцовском театре штатным режиссером и, наверное, треть относительно нового репертуара поставлена ею. Тут надо сказать еще, что Образцовский театр — явление уникальное, многие спектакли из «золотого фонда» идут там по 50 лет, а есть и такие, премьера которых случилась ещё до начала Великой Отечественной войны.
«Я — Сергей Образцов»
Так вот, к недавнему юбилею театра Екатерина Образцова решила поставить спектакль, посвященный великому её деду, причем самого его тоже вывести на сцену, а роль его она доверила Евгению Цыганову, актеру известному, но, в отличие, например, от недавно ушедшего Валерия Гаркалина, кажется, не имевшего опыта работы с куклами.
И хотя почти без исключения все рецензенты с восторгом пишут об игре самого Цыганова, спектакль «Я — Сергей Образцов» ценен не только благодаря участию известного и, наверное, можно сказать, выдающегося артиста. В нем много кукол, много замечательных переходов от кукол к живому плану (так говорят, когда в кукольном плане на сцену выходят актеры) и обратно, в нем вообще много работы, умелой и тонкой. Не теряя увлеченности фигурой заглавного героя, авторы спектакля не раз «упираются» или задевают об острые углы советской истории, которые — и тупики, и рифы — сам Образцов прошел почти безболезненно, но каждый такой поворот он переживал, пытался осмыслить, задним числом что-то и переосмысливал, и переоценивал, причем и режиссер, и Цыганов не пытаются скрыть растерянности главного героя перед этими каждый раз трудными открытиями, не пытаясь представить Образцова ни умнее, ни лучше, хотя Сергей Владимирович был человеком образованным, неглупым и, наверное, его можно назвать хорошим человеком — в том смысле, что никогда и никому он не делал зла, тем более не делал зла сознательно.
То есть, учебником по истории СССР, конечно, этот спектакль точно назвать нельзя, хотя история СССР вся прошла перед глазами великого кукольника и так или иначе, во многих подробностях она показана и описана словами в рассказах Цыганова-Образцова, ну и, конечно, перед глазами зрителей за два часа пролетает история одного из самых известных в мире театров кукол, которого, не случись Советского Союза, никогда бы не было.

Последние выпуски программы

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.

«Жаркое ковидное лето»

«Жаркое ковидное лето» — так называется пьеса Ярославы Пулинович и спектакль в МХТ — рассказывает об отношениях матери и дочери, которые, как и отношения отцов и сыновей — вечная тема и драматургии, и театра.

«Сны мальчика. Сказки Щедрина»

Спектакль «Сны мальчика. Сказки Щедрина», который Евгений Закиров поставил на «Чердаке Сатиры», можно считать отголоском студенческого увлечения театром масок: персонажи сказок Щедрина все в масках, а самого простодушного, самого искреннего героя — 10-летнего мальчика — играет ростовая кукла.