Путешествие во «Времена года» — Март, Апрель
12 января 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник и Алексей Ботвинов продолжают свое музыкальное путешествие по удивительному циклу П. И. Чайковского «Времена года», совершившего в XIX веке переворот в домашнем музицировании. Открывая цикл пьес для любителей музыки, композитор изначально заложил в нем идею абсолютной гармонии…
Март — «Песня жаворонка»:
«Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны»
А.Н.Майков
Михаил Казиник: «Конечно, с одной стороны, Чайковский подражает песне жаворонка. С другой стороны, здесь явно ощущается романсовость. А с третьей, я осмелюсь утверждать — это, по сути, симметрично зеркальное отражение „Октября“ — Осенней песни…»
Алексей Ботвинов: «Полная симметрия — этот тезис еще раз подтверждает мою идею о том, что это, действительно, задумывалось Чайковским именно как цикл, который имеет совершенно четкую архитектонику и стратегию развития».
Михаил Казиник: «Вот мы и хотим это показать в наших программах — что это не двенадцать характеристических пьес, и даже не цикл жизни, нет. Это куда серьезнее — колоссальное симфоническое произведение, со структурой, с зернами единой идеи… и со своими философскими идеями».
Апрель — «Подснежник»:
«Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином…»
А.Н.Майков
А апрельскую пьесу «Подснежник» Михаил Казиник называет «самым хитрым в истории музыкальной культуры вальсом».