Путешествие во «Времена года» — Ноябрь, Декабрь
9 февраля 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Если собрать вместе все двенадцать пьес цикла П. И. Чайковского «Времена года», то окажется что звучат они чуть более сорока минут. Однако, как несоизмерим этот масштаб в контексте музыкальной истории…
Ноябрь — «На тройке»:
«Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши.»
Н.А.Некрасов
Михаил Казиник: «Для того, чтобы говорить о „Тройке“ (Ноябрь) мне нужно всего несколько секунд. Это — музыка, которая вообще чуть ли не во всем мире самая русская. Это то, что больше всего любил Рахманинов, это его „бисовка“. И еще мне кажется, что тема Третьего фортепианного концерта Рахманинова в какой-то степени и чисто ментально вышла из простоты темы „На тройке“. <…> Это же тайна — эта музыка, она навсегда останется загадкой. Потому что никто никогда не сможет понять, как Рахманинов сумел написать такую простую-простую тему, которая, ну, собственно, и есть Россия. Вот все! Больше ничего не надо говорить, только сыграть! Что такое русское? Что такое русская земля? Что такое русский человек? Вот надо начать играть эту тему — вот она земля, вот он человек! Это невозможно ни во Франции, ни в Китае, ни в Японии, ни в какой другой цивилизации. Это возможно только в России. И вторая такая мелодия была заранее до этого написана Чайковским — „На тройке“. А стихи, правда, из Некрасова. <…> Из Некрасова выбраны четыре строчки с предложением „затушить тоскливую тревогу“. Эта музыка открывает такой антидепрессивный эмоциональный человеческий тонус, который я предлагаю как один из рецептов, как одно из лекарств, наряду с финалом Первого фортепианного концерта Бетховена…»
Декабрь — «Святки»:
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали.»
В.А.Жуковский
Михаил Казиник: «Последняя пьеса (Декабрь — „Святки“) — это Жуковский, это гофмановское ощущение святости и Рождества, этого снега, этих удивительных обрядов, и один из великих вальсов Чайковского…»