Путешествие во «Времена года» — Июль, Август, Сентябрь
26 января 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Следующие три пьесы из цикла П. И. Чайковского «Времена года» — «Июль», «Август», «Сентябрь» — авторы объединяют в единое скерцо, рассматривая при этом само произведение как некую симфоническую форму…
Июль — «Песнь косаря»:
«Раззудись, плечо Размахнись рука!
Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!»
А.В.Кольцов
Михаил Казиник: «Наконец, мы приходим к двум другим летним месяцам — Июлю и Августу. И здесь Чайковский совсем уходит, как я говорю, от природы; он больше показывает какие-то трудовые дела, народные припевки, конкретные образы, далекие от проникновения в глубину человеческой души. Он дает нам жанровые сценки. Из них, пожалуй, самая простая — это Июль…»
Август — «Жатва»:
«Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.»
А.В.Кольцов
Михаил Казиник: «Июль — это форма и место скерцо. И, кстати, Август „Жатва“ — это же тоже скерцо. Да ведь еще и тут, и там стихи Кольцова. <…> У меня ощущение здесь, что Август это, в общем-то, инфернальное скерцо. Может быть, со мной многие не согласятся. С одной стороны, народное, жатва, вроде бы все бесконфликтно, все красиво. Но у меня ощущение, что в этом бесконечном потоке („та-та-та, та-та-та, та-та-та, та-та-та“) есть нечто инфернальное…»
Сентябрь — «Охота»:
«Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.»
А.С.Пушкин
Михаил Казиник: «Тогда становится ясно, как глубок Чайковский в своем строительстве оперы — этого цикла как балета, как формы. Когда вдруг неожиданно после тех объективных внутренних душевных начал появляется скерцо первое — открытое (Июль), второе — скрытое, страшное, тайное (Август). И потом выход из этого — как бы третий вариант скерцо — Сентябрь („Охота“)…»
Алексей Ботвинов: «Все три эти летние пьесы — вместе они составляют замечательнейшее скерцо — скерцо этой самой фортепианной симфонии…»