Путешествие во «Времена года» П. И. Чайковского. О культуре домашнего музицирования в России
29 декабря 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник и Алексей Ботвинов осуществляют свою давнюю мечту — последовательно пройти через каждую пьесу одного из удивительнейших творений русской музыки — цикла Петра Ильича Чайковского «Времена года»…
Алексей Ботвинов: «Я отношусь очень трепетно, очень люблю эту музыку, считаю ее действительно циклом. Еще в советское время, благодаря во многом конкурсу Чайковского, где обязательно нужно было играть одну из пьес, все это было на слуху и не только у музыкантов, но и у слушателей. Эта музыка была чрезвычайно знакома каждому человеку.
…Сейчас в наших странах постсоветского пространства это исполняется немного меньше, а на Западе возникла большая мода на этот цикл. Последние 5-6 лет я очень часто вижу исполнение в разных концертных залах именно всего цикла «Времен года» Чайковского. Последний раз я это играл две недели назад в Швейцарии на международном фестивале в Муртоне — в горах, что очень соответствовало музыке. Это было на открытом воздухе, на лужайке стоял рояль и много стульев, и это все — на берегу горного озера. Было очень красиво…»
Впрочем, сама программа — это некое преддверие к основному разговору. Авторы программы рассуждают о культуре домашнего музицирования в России конца XIX века — что игралось, что было модно, и какая музыка в то время заменяла так называемую «попсу», предназначенную для широких масс…