Шедевры для контральто

  • 14 мая 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Вива Марколини! Вива Россини!» — скандирует аудитория старейшего венецианского театра Сан-Бенедетто. Распахиваются ставни лож, и зал наполняется стаей белоснежных голубей. Это значит, что публика в восторге от новой оперы «Итальянка в Алжире». И хотя на календаре май 1813-го, и уже нет певцов-кастратов, барочные традиции — получать все удовольствия «в одном флаконе» — по-прежнему сильны. Во время скучных речитативов secco в зале разносят вино, пиво, закуски, можно поболтать с приятелями или развлечься в игорном зале за карточным столом. Но как только начинается ария, всё внимание на сцену.
Россини написал партию Изабеллы из «Итальянки в Алжире» для обладательницы редчайшего контральто Мариетты Марколини, одной из самых выдающихся певиц того времени и по совместительству его новой пассии. Всезнающий Стендаль утверждал, что она ушла к Россини от брата самого Бонапарта. Ему 21, она, как минимум, на 12 лет старше, да и не красавица вовсе. Но мужчины, услышав её «женский бас» — мягкий, густой, волнующий — становились её рабами. Вот и Россини за несколько лет написал для примадонны пять опер и попал в историю музыкального Гиннесса. Он стал последним композитором, у кого контральто исполняли заглавные женские партии, а не мужские, как было тогда принято.
Оперы-буффа «Итальянка в Алжире» и «Пробный камень» — бриллианты в творчестве Россини, а роли Изабеллы и Клариче — вершины в карьере Марколини. Арии этих героинь стали хитами. С одной стороны, мелодичные, а с другой — виртуозные, «зубодробительные», как говорят меломаны, они вызывали шквал аплодисментов. А еще комическое амплуа примадонны — в этом ей не было равных. Творческий тандем принёс обоим триумфальный успех. И всё бы хорошо, если б не одно «но».
Бетховен к этому времени написал уже Восемь симфоний, открыл в музыке эпоху доблести и славы. А Россини, моложе его лет на двадцать, продолжал жить в атмосфере абсолютного веселья, не замечая, что происходит вокруг.
Пройдёт 15 лет, и это бумерангом вернётся к композитору. Но к тому времени Мариетты Марколини рядом с ним уже давным-давно не будет. Молодой, знаменитый, удачливый, красивый, он стремится к новым вершинам. Имя следующей — Изабелла Кольбран. Но это уже совсем другая история, так что продолжение следует.

Последние выпуски программы

  • 25 апреля 2022

Последний шедевр

Джоаккино Россини 37, и его не узнать: облысевший, практически без зубов, с мешками под глазами и большим животом, он выглядит старым и больным.

  • 17 мая 2022

Эпикуреец

Домой Россини приходил около трёх часов ночи подшофе, на клочках бумаги записывал мелодии. Просыпался к обеду и в постели, даже не садясь за фортепиано, занимался оркестровкой.

  • 16 мая 2022

Война цирюльников

«Minchia! В гробу я видел эту публику!» — в отчаянии воскликнул Россини, запершись в номере гостиницы. Премьера его «Севильского цирюльника» с треском провалилась.