Сонаты Чюрлёниса

Выпуск 24
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Музыкальная живопись, живописная музыка — Микалоюс Чюрлёнис сделал попытку слить воедино разные виды искусства. Характерная условность изображения, тонкая мерцающая гамма красок. Художник и композитор конструирует образы подобно движению мелодии путём их своеобразного совмещения, созвучия. Идея нераздельности творчества в начале 20-го века не была чем-то новым. После вагнеровской концепции «Гезамткунстверк» в синтез поверили многие, однако не у всех получилось.
В первые годы 20-го века Чюрлёнис создал семь живописных сонат — Соната солнца… весны, лета, моря, звёзд. Их словесные названия появились позже, вначале были только цифры, удерживающие от лишней детализации. Каждая соната построена как настоящее музыкальное произведение — Allegro, Andante, Scherzo, Finale. Так что в итоге мы имеем цикл полотен, основанный на динамике темпа и ритма.
Сонаты Чюрлёниса
Самая известная из них — «Соната моря» 1908 года. Первая её часть, «Аллегро» — это гуляющие по своей воле волны, поднимающиеся мощно валы. Во второй части, «Анданте», наступает ощущение покоя. Два ярких луча освещают тихую гладь, указывая на затонувшие корабли. Заботливая рука поднимает один из них, будто даря ему новую жизнь. И наконец в финале величественное и грозное море, пробудившись, накрывает дерзкие судёнышки мощной волной…
Несмотря на доступность деталей, образ совсем не конкретен. Всё построено на соответствиях: силе звука соответствует интенсивность цвета и контура, стремительности движения мелодии — ритм линий и форм
Сонаты написаны с 1907­­-го по 1909-й год в Друскининкае и Вильно, где Чюрлёнис размышлял о природных стихиях, мифологии, космосе. Увы, соотечественники, и не только, настороженно отнеслись к его поискам, донимая просьбами раскрыть смысл живописных фантазий. И это единственное, что задевало художника, могло даже вывести из себя: «…Почему же они не смотрят? — переживал он. — Почему не напрягают свою душу?» Вечный вопрос человека, видящего дальше других.
Микалоюс Чюрлёнис, «Сонаты». Национальный художественный музей имени Чюрлёниса, Каунас

Последние выпуски программы

Концерт

Это монументальное полотно (3,5 метра на 6) — последнее произведение в серии музыкальных сюжетов Никола де Сталя — Николая Владимировича Сталь фон Гольштейна.

Девушка у пианино

«Девушка у пианино» попала в нашу страну в 1908 году, когда была приобретена Иваном Морозовым за 20 тысяч франков. Картине на тот момент уже почти сорок лет. Это ранний Сезанн, камерная домашняя сцена.

Портрет Бетховена с рукописью

Йозеф Карл Штилер был очень популярным портретистом первой половины XIX века. Именно ему мы обязаны самым известным портретом Людвига ван Бетховена, который бесконечно тиражируется с момента его создания в марте–апреле 1820 года.

Поиск по сайту