Девушка у пианино
Выпуск 22
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Девушка у пианино» попала в нашу страну в 1908 году, когда была приобретена Иваном Морозовым за 20 тысяч франков. Картине на тот момент уже почти сорок лет. Это ранний Сезанн, камерная домашняя сцена. Главная героиня, девушка у инструмента, повёрнута к нам в профиль. По правую сторону от неё у стены расположен вишнёвый диван, на котором с шитьём в руках сидит женщина постарше. Цвет её одежды передан теми же красками, что и поверхность инструмента. На картине вообще много цветовых совпадений: узоры на кресле и на обоях, белизна нотных страниц, клавиш и платья пианистки, подчёркнутого чёрным контуром. Вспомним, что Сезанн главным в живописи считал передачу не цвета, а формы.

Доподлинно известно, что девушка на картине — младшая сестра художника, женщина с шитьём — его мать. Действие происходит в загородном доме семьи в Жа де Буффан, где Сезанн написал свои первые картины и куда неоднократно возвращался, чтобы найти покой и силы в борьбе с душевными переживаниями.
И эти переживания, борьба южного темперамента с затворничеством и аскетизмом, словно выплеснуты на картину. В мирной сцене заключена невероятная энергия. Она в красочных контрастах, столкновении прямых осей и изгибов, элементах декора, написанных так динамично, словно речь идёт не о мирной семейной сцене, а о предвестии зарождающейся драмы.
«Увертюра к Тангейзеру» — второе название картины — даёт нам право на такое сближение. После провала в Париже в 1861 году вагнеровская опера, как это часто бывает, стала темой не только для обсуждений, но и для поисков и размышлений. Сезанн ценил «благородные интонации» Рихарда Вагнера, как и всё, что несло идею темперамента в стиле, права на личный выбор. Итак, сестра художника играет фортепианную транскрипцию «Увертюры», мать мирно шьет, а её сын пишет картину, в которой признаётся в любви к этой музыке, переводя всю сцену в более возвышенный и торжественный план.
Поль Сезанн, «Девушка у пианино» (Увертюра к «Тангейзеру»), примерно 1868 год, Государственный Эрмитаж