Портрет Бетховена с рукописью

Выпуск 21
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Йозеф Карл Штилер был очень популярным портретистом первой половины XIX века. Именно ему мы обязаны самым известным портретом Людвига ван Бетховена, который бесконечно тиражируется с момента его создания в марте–апреле 1820 года. Этот романтический образ музыканта с гривой волос, в белой рубашке с отложным воротником и красным шейным платком сформировал устойчивое представление у последующих поколений относительно внешнего вида композитора. Именно его Энди Уорхол возьмёт в 1967 году за основу для своих китчевых изображений.
Портрет Бетховена с рукописью
Картина была создана по заказу супружеской пары Франца и Антонии Брентано, друживших с Бетховеном примерно с 1810 года. Так называемые «разговорные тетради» композитора, куда друзья записывали свои реплики, дают довольно подробную информацию о происхождении картины. Герой портрета согласился на целых четыре сеанса — что удивительно, поскольку Бетховен обычно не мог усидеть на месте. Впрочем, как и следовало ожидать, он вышел из терпения раньше срока, и руки дотошный Штилер писал уже по памяти.
Штилеровский портрет Бетховена характерен двумя новаторскими элементами. Прежде всего — в отличие от всех других современных ему картин — композитор изображён на нём в процессе работы. Бетховен держит карандаш и обдумывает «Торжественную мессу». На обращенной к нам странице рукописи написано Missa solemnis; на другой странице можно разобрать слово Credo. Далее художник добавляет на заднем плане лесной пейзаж, соединяя тем самым портрет композитора с романтической пасторалью. Любовь Бетховена к природе и его знаменитая «Пасторальная симфония» дали Штилеру повод для такой фантазии. Оба мотива — «Бетховен сочиняющий» и «Бетховен на природе» с тех пор — классика художественной бетховенианы. Придворный портретист Штилер в своей жизни создал массу работ. Но в истории остался прежде всего этой.
Йозеф Карл Штилер, «Портрет Бетховена с рукописью „Торжественной мессы“», 1820 г. Дом-музей Бетховена, Бонн

Последние выпуски программы

Девушка у пианино

«Девушка у пианино» попала в нашу страну в 1908 году, когда была приобретена Иваном Морозовым за 20 тысяч франков. Картине на тот момент уже почти сорок лет. Это ранний Сезанн, камерная домашняя сцена.

Портрет Шаляпина в роли Олоферна

В этом портрете, где Фёдор Иванович изображён в костюме и гриме библейского царя Олоферна из оперы Серова «Юдифь», театральными страстями наполнено всё.

Плафон зала Гранд-опера

Этот плафон сделал помпезную Гранд-опера модным объектом, заставил говорить о нем, как позже будут говорить о трубах Центра Помпиду или пирамидах Лувра.

Поиск по сайту