Аллегории пяти чувств. Слух

Выпуск 16
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Это одна из совместных работ Яна Брейгеля Старшего и Рубенса. Точность мазка мастера пейзажей и натюрмортов, в подробностях выписывающего интерьеры и заполняющие их предметы, дополняется живым изображением фигур, по-рубенсовски пышущих здоровьем и очень земных. Такова обнажённая Венера на полотне «Аллегории пяти чувств. Слух». Полусидя, она играет на лютне, повернув голову к зрителю и совершенно не обращая внимания на нотную тетрадь, которую держит перед ней рассеянный Купидон. Всё, что вокруг, напоминает Wunderkammern — кабинеты чудес в богатых домах, заставленные многочисленными предметами в художественном беспорядке. Вот несколько виол различных размеров, предшественник тромбона медный сакбут, барабан, арфа, многочисленные флейты. Наконец, расписной клавесин с двумя мануалами — такие как раз производились в то время в Антверпене.
Аллегории пяти чувств. Слух
Ещё перед нами сразу несколько партитур, дающих возможность любопытным поинтересоваться, что в них. На столе раскрыт сборник мадригалов для шести голосов. А на полу, под виолой, разложены два канона. Первый, ближайший к наблюдателю, содержит текст Beati qui audium verbum Dei («Блаженны те, кто слышит слово Божие»); второй гласит: «Дай мне услышать радость и счастье».
Всё, таким образом, намекает на то, что мы находимся в мире музыкальной гармонии. Вон, и на заднем плане, в перспективе, видна комната, где увлечённо музицируют ещё несколько человек… Но, позвольте, что тогда делают здесь многочисленные попугаи (на спинках и в клетках), не самое музыкальное животное олень и особенно два мушкета, один из которых приставлен прямо к стулу, будто в ожидании скорого выстрела? Увы, авторы напоминают нам, что слух человеческий вынужден принимать и другие звуки. Этот живописный язык в ту эпоху имел большой успех. Поэтому «Аллегории» Брейгеля и Рубенса быстро попали к королю Испании Филиппу IV, управлявшему тогда южными Нидерландами. В 1636 году они уже висели в Мадриде.
Ян Брейгель старший, Питер Пауль Рубенс, «Аллегории пяти чувств. Слух», 1617–1618 годы. Музей Прадо, Мадрид

Последние выпуски программы

Портреты Прасковьи Жемчуговой

Она пела почти двадцать лет, исполнила около 50 партий в разных операх. За её драматическую игру и редкой красоты голос — сопрано теплого тембра — граф Шереметев дал ей сценическую фамилию Жемчугова.

Костюмы Бакста

Всеобщую известность Лев Бакст приобрел благодаря Русским сезонам с их костюмами в стиле модерн.

Портрет Мусоргского

Если литературу Репин прославил портретами Гоголя, Тургенева, Льва Толстого, то музыку — в первую очередь портретом Мусоргского, с которого началась его галерея композиторов.

Поиск по сайту