Виолончелист

Выпуск 13
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Картина «Виолончелист» написана была, скорее всего, в конце 1909 года, когда Амедео Модильяни в очередной раз поменял квартиру, устроившись в мастерской на Монпарнасе. В то время художнику приходилось часто искать новый угол. Иногда он даже бросал свои полотна, сбегая из очередного пристанища, не в силах расплатиться с хозяином. «Виолончелиста» Модильяни не бросит. Картина попадёт не к случайному перекупщику, а на «Салон независимых», в саду Тюильри, где выставляются представители модных течений.
Взорам публики предстанет камерная сцена, запечатлённая в богемной каморке — и все увидят аляповатые обои, холодный камин, бесцеремонно влезающую в кадр кровать и громоздкую виолончель, которая занимает собой всё оставшееся пространство. По ней сосредоточенно водит смычком черноволосый юноша-музыкант. Кажется, что он смущен от такого незапланированного внимания.
Виолончелист
Модильяни запечатлел своего соседа по дому, такого же нищего служителя муз, пытающегося зарабатывать музыкой. Слава виолончелиста, скорее всего, закончилась, не начавшись, поскольку имя его неизвестно. Характерная деталь — чтобы изобразить соседа, Модильяни вынужден был устроиться в коридоре, ведь всё пространство комнаты занимает виолончель, вытесняющая даже своего хозяина, и этим объясняется единственный возможный ракурс сцены.
Картину «Виолончелист», получившую на Салоне благожелательные отзывы критики, нашедшей в ней влияние Сезанна, покровитель Модильяни меценат Поль Александр отберёт для украшения устроенного им приюта нуждающихся талантов, а сам автор на пять лет поменяет живопись на скульптуру под влиянием встреченного им Константина Брынкуши, более известного как Бранкузи. Черновой портрет скульптора, кстати, был обнаружен на обратной стороне эскиза к «Виолончелисту». В истории этой всё очень богемно: загораться идеями и остывать, генерировать что-то новое и заимствовать у других. Так и творились будущие шедевры, идущие временно в обмен на еду.
Амедео Модильяни, «Виолончелист», 1909 год. Частное собрание

Последние выпуски программы

Девушка у пианино

«Девушка у пианино» попала в нашу страну в 1908 году, когда была приобретена Иваном Морозовым за 20 тысяч франков. Картине на тот момент уже почти сорок лет. Это ранний Сезанн, камерная домашняя сцена.

Портрет Бетховена с рукописью

Йозеф Карл Штилер был очень популярным портретистом первой половины XIX века. Именно ему мы обязаны самым известным портретом Людвига ван Бетховена, который бесконечно тиражируется с момента его создания в марте–апреле 1820 года.

Портрет Шаляпина в роли Олоферна

В этом портрете, где Фёдор Иванович изображён в костюме и гриме библейского царя Олоферна из оперы Серова «Юдифь», театральными страстями наполнено всё.

Поиск по сайту