Урок музыки

Выпуск 10
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В творчестве голландца Вермеера музыка — тема почти неисчерпаемая. Вероятно потому, что она добавляет интимности, способствует погружению в себя.
Картина «Урок музыки» была написана предположительно между 1662 и 1665 годами. Как часто у Вермеера, сцена сдвинута вглубь от переднего плана. В достаточно большой и просторной комнате, у стены, освещаемой сквозь витражи оконных рам, стоит мюзелар — напоминающий стол клавишный музыкальный инструмент, родственник клавесина, с мануалом, сдвинутым вправо от центра. Перед ним молодая девушка в красной юбке с тёмным напуском. Она изображена со спины, будучи занята игрой. Однако зеркало, висящее над инструментом, показывает, что взор её направлен несколько вбок — не совсем, но почти туда, где стоит молодой учитель с каменным лицом. Возможно, она хочет получить от него ответ, правильно ли сыгран пассаж. Или что-то ещё? Кстати, что он предложил ей исполнить? Яна Свелинка, Уильяма Бёрда или что-нибудь из Фрескобальди?
Урок музыки
Прямо за ней на полу лежит виола да гамба, деревянная поверхность которой вписывается в искусную перспективу, образованную расположенным ближе к нам столом под тяжелым ковром, синим стулом и уже упомянутой юбкой. Все линии и поверхности здесь являются участниками блестящей геометрической игры.
Свет из окна подчеркивает золоченую маркетри инструмента и надпись на крышке, выведенную на латыни: Musica Laetitia Comes, Medicina Dolorum — «Музыка — подруга радости и средство от боли».
Забудем про фривольные мысли. Даже если чувство и мелькнет, разбуженное музыкальной фразой, нам велено принять в расчёт гораздо более серьезную мысль: что встав за мюзелар и проводя там часы, можно научиться не поддаваться тяготам жизни.
Ян Вермеер, «Урок музыки», 1662–1665 гг. Королевское художественное собрание, Лондон

Последние выпуски программы

Девушка у пианино

«Девушка у пианино» попала в нашу страну в 1908 году, когда была приобретена Иваном Морозовым за 20 тысяч франков. Картине на тот момент уже почти сорок лет. Это ранний Сезанн, камерная домашняя сцена.

Портрет Бетховена с рукописью

Йозеф Карл Штилер был очень популярным портретистом первой половины XIX века. Именно ему мы обязаны самым известным портретом Людвига ван Бетховена, который бесконечно тиражируется с момента его создания в марте–апреле 1820 года.

Портрет Шаляпина в роли Олоферна

В этом портрете, где Фёдор Иванович изображён в костюме и гриме библейского царя Олоферна из оперы Серова «Юдифь», театральными страстями наполнено всё.

Поиск по сайту