Виолончелист

  • 13 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Картина «Виолончелист» написана была скорее всего в конце 1909 года, когда Амедео Модильяни в очередной раз поменял квартиру, устроившись в мастерской на Монпарнасе. В то время художнику приходилось часто искать новый угол. Иногда он даже бросал свои полотна, сбегая из очередного пристанища, не в силах расплатиться с хозяином. «Виолончелиста» Модильяни не бросит. Картина попадет не к случайному перекупщику, а на «Салон независимых», в саду Тюильри, где выставляются представители модных течений.
Взорам публики предстанет камерная сцена, запечатленная в богемной каморке — и все увидят аляповатые обои, холодный камин, бесцеремонно влезающую в кадр кровать и громоздкую виолончель, которая занимает собой все оставшееся пространство. По ней сосредоточенно водит смычком черноволосый юноша-музыкант. Кажется, что он смущен от такого незапланированного внимания.
Модильяни запечатлел своего соседа по дому, такого же нищего служителя муз, пытающегося зарабатывать музыкой. Слава виолончелиста, скорее всего, закончилась не начавшись, поскольку имя его неизвестно. Характерная деталь — чтобы изобразить соседа, Модильяни вынужден был устроиться в коридоре, ведь все пространство комнаты занимает виолончель, вытесняющая даже своего хозяина, и этим объясняется единственный возможный ракурс сцены.
Картину «Виолончелист», получившую на Салоне благожелательные отзывы критики, нашедшей в ней влияние Сезанна, покровитель Модильяни меценат Поль Александр отберет для украшения устроенного им приюта нуждающихся талантов, а сам автор на пять лет поменяет живопись на скульптуру под влиянием встреченного им Константина Брынкуши, более известного как Бранкузи. Черновой портрет скульптора, кстати, был обнаружен на обратной стороне эскиза к «Виолончелисту». В истории этой всё очень богемно: загораться идеями и остывать, генерировать что-то новое и заимствовать у других. Так и творились будущие шедевры, идущие временно в обмен на еду.
Амедео Модильяни, «Виолончелист», 1909 год. Частное собрание

Последние выпуски программы

Впечатление Nº 3 (Концерт)

«Впечатление Nº 3 (Концерт)» Василия Кандинского – это живая материализация конкретного музыкального опыта. 2 января 1911 года в Мюнхене художник присутствует на концерте музыки Арнольда Шенберга.

Аллегория музыки

Филиппино Липпи, автор картины «Аллегория музыки», являет нашему взору фигуру музы любовной поэзии Эрато, данную в грациозном развороте.

Корова и скрипка

В этой картине все неожиданно и алогично, хотя для своего времени такой контраст – не такая уж и редкость. В 1913 году разрушение и гибель старых форм – довольно привычный контекст.