Впечатление Nº 3 (Концерт)
13 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Впечатление Nº 3 (Концерт)» Василия Кандинского — это живая материализация конкретного музыкального опыта. 2 января 1911 года в Мюнхене художник присутствует на концерте музыки Арнольда Шенберга. Звучат два струнных квартета (опус 7 и 10) и три пьесы для фортепиано. Уже на следующий день живописец садится за создание полотна, а вскоре отваживается написать Шенбергу восторженное письмо, приложив папку со своими работами. Так между двумя современниками завяжется оживленная переписка, которая продлится, с перерывами, до 1923 года.
В этом общении выстраивается диалог двух искусств — живописной абстракции и атональной музыки, двух эстетических революций, которые порывают с веками традиционного творчества. Кроме писем, результатом знакомства станет участие Шенберга в первой выставке созданного Кандинским объединения «Синий всадник», появление статьи композитора в одноименном альманахе, а также посещение им Петербурга, куда Шенберг приедет зимой 1912 года.
Но обратим наше внимание на «Впечатление номер 3». В центре композиции выделяется темное пятно, отдаленно напоминающее рояль. Все остальное так же составлено в большой степени из чистых цветов. Каждый ассоциирован со звуком: желтый — это труба, синий — виолончель, красный — туба. Кандинский изобретает музыкальную палитру, новый язык, который превращает ноты в цвета, и наоборот. И все это самым естественным образом. Художник обладал даром, позволяющим ему слышать цвета и видеть звуки. Есть мнение, что именно в силу этого его живопись носила абстрактный характер, так как музыка нефигуративна по своей природе.
Поэтому бесполезно искать похожесть в изображении рояля. Эти пятна остались на полотне не отражением «объективной реальности, данной нам в ощущении», а следом очень личного переживания.
Василий Кандинский, «Впечатление Nº 3 (Концерт)», 1911 год. Галерея Ленбаххауз, Мюнхен