Натюрморты Пикассо

Выпуск 26
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Многолетние поиски на почве кубизма пробудили у Пабло Пикассо интерес к музыкальным инструментам, одной из особенностей которых, как известно, является умение оживать при контакте. Благодаря этой находке художник пересматривает своё восприятие вещей. Он начинает приобретать звучащие предметы, украшая ими стены своих мастерских и включая в свои художнические опыты. Как писал поэт Аполлинер, Пикассо жил в беспорядке, частью которого были инструменты. Написанные маслом, нарисованные тушью или переосмысленные в виде коллажей — это, как правило, мандолина, испанская гитара и скрипка — спутница уличных музыкантов. Между 1911 и 1915 годами диалог художника с миром музыки закрепляет уже начатый им эксперимент, связанный с деформацией натуры, рассечением вещей на плоскости и грани.
Натюрморты Пикассо
Такова, например, картина «Музыкальные инструменты» из собрания Эрмитажа. В своё время эти расталкивающие друг друга геометрические фигуры, природу которых можно угадать, главным образом, по резонаторным отверстиям (круглым для гитар, изогнутым для скрипок), немало впечатлили коллекционера Щукина. Он приобрёл это полотно для своей коллекции, также как и работу «Гитара и скрипка» — ещё один натюрморт Пикассо, составленный из угловатых конструкций. Таких натюрмортов, в которые время от времени врываются разрозненные листки нот, куски вывесок и так далее, художником написано было очень много. Для связи с реальностью иногда в них использовались грубые материалы: обои, опилки, обрывки газет. Под рукой Пикассо скрипка или гитара становились экспериментальным объектом, не оторванным совершенно от жизни…
Если рассматривать, какие ноты он использовал для коллажей, то это могли быть страницы лирических романсов (ничто не мешает предположить, что он просто вырывал их из тетради) или испанские народные мелодии. Подруга художника на тот период Фернанда Оливье вспоминала, что он мало интересовался классической музыкой. «Что он любил, так это гитару, гитаристов, испанский танец, всё, что напоминало ему о его стране…»
Пабло Пикассо, «Музыкальные инструменты», «Гитара и скрипка», 1912 год. Государственный Эрмитаж

Последние выпуски программы

Портрет Моцарта

Незаконченный портрет Моцарта кисти художника-любителя Йозефа Ланге — это одно из самых известных и тиражируемых изображений композитора.

Сонаты Чюрлёниса

Музыкальная живопись, живописная музыка — Микалоюс Чюрлёнис сделал попытку слить воедино разные виды искусства.

Концерт

Это монументальное полотно (3,5 метра на 6) — последнее произведение в серии музыкальных сюжетов Никола де Сталя — Николая Владимировича Сталь фон Гольштейна.

Поиск по сайту