Портрет Шопена

  • 10 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Незаконченный портрет Шопена работы Делакруа — одно из самых необычных изображений композитора. Перед зрителем бледный герой с суровым, энергичным лицом в полуанфас, освещенным только с одной стороны. Мощными мазками автор портрета создает образ человека с тревогой переживаний на лице.
На самом деле речь идет о двойном портрете, разрезанном пополам. Слева должен был находиться играющий пианист. Справа — внимающая музыке Жорж Санд с шитьем в руках. В 1838 году они еще были вместе и много общались с Делакруа. Это она, Аврора Дюдеван, известная как Жорж Санд, познакомила художника со своим другом Шопеном.
Про портрет известно немного. Трудно сказать, был ли он кем-то заказан или художник писал картину по собственному желанию. Сохранились только сведения, что Делакруа раздобыл специально рояль, чтобы писать Шопена у себя в мастерской, но до изображения инструмента дело так и не дошло.
Двух безупречных романтиков, Делакруа и Шопена, объединял неукротимый творческий темперамент, жажда творчества. Возможно, художник не хотел довольствоваться чем-то средним, искал главное. А что если в какой-то момент его покинуло вдохновение и писать друга с «холодным сердцем» он просто не мог?
Незаконченная работа просуществовала в мастерской Делакруа вплоть до его смерти. Последующий хозяин решил, что два портрета выгоднее продать чем один и разрезал, убрав все ненужные, на его взгляд, детали. От Шопена остался только головной портрет 46 см на 38, вывешенный теперь в Лувре. «Жорж Санд» увезли в Копенгаген.
«Я думала, что несколько месяцев разлуки излечат рану и вернут дружбе спокойствие, а воспоминаниям справедливость… я пожала его холодную дрожащую руку. Я хотела говорить с ним — он скрылся», — напишет Жорж Санд после последней встречи с Шопеном.
Эжен Делакруа, «Портрет Фредерика Шопена», около 1838 года. Лувр, Париж

Последние выпуски программы

Виолончелист

Картина «Виолончелист» написана была скорее всего в конце 1909 года, когда Модильяни в очередной раз поменял квартиру, устроившись в мастерской на Монпарнасе.

Аллегория музыки

Филиппино Липпи, автор картины «Аллегория музыки», являет нашему взору фигуру музы любовной поэзии Эрато, данную в грациозном развороте.

Впечатление Nº 3 (Концерт)

«Впечатление Nº 3 (Концерт)» Василия Кандинского – это живая материализация конкретного музыкального опыта. 2 января 1911 года в Мюнхене художник присутствует на концерте музыки Арнольда Шенберга.