Скрипка Энгра

29 сентября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Нас ждет встреча с одной из самых знаменитых фотографий Ман Рэя, «Скрипкой Энгра», выполненной в 1924 году. Возлюбленная фотохудожника запечатлена на ней спиной к зрителю с головой, смотрящей чуть в бок. На мраморно-гладкой коже оголенной спины начертаны резонаторные отверстия — эфы, превращающие женское тело в музыкальный инструмент, изгибы которого подчеркиваются резким контрастом с нейтральным темным фоном.
Спина Кики с Монпарнаса, представленная таким образом зрителю, стала не только одной из самых известных фотографий своего времени, но и настоящим произведением искусства. Когда человек круга Пикассо и Миро Эммануэль Радницкий, он же Ман Рэй, встретил Кики, та уже была любимой натурщицей парижской богемы. Однако когда он предложил ей позировать, она отказалась — фотография, мол, это не искусство, в ней слишком много реального, личного. Творческий человек, представитель движения Нового видения, Ман Рэй вынужден был ей поклясться, что сможет подняться на другую ступень. «Я фотографирую не природу, а фантазию». Нарисовав тушью на спине эфы, он сфантазировал скрипку. А затем иронично спрятал завиток, то есть голову натурщицы, под восточный тюрбан, как на полотнах Жана-Огюста-Доминика Энгра, чей академичный стиль середины прошлого века вызывал у сюрреалистов зевоту.
Получилось удачно, учитывая сложившуюся игру слов. Художник Энгр наряду с живописью увлекался игрой на скрипке, и так сложилось, что во французский язык вошло выражение «violon d’Ingres» (скрипка Энгра), означающее «второе призвание, хобби». Таким образом, на фотографии мы имеем и кивок в сторону его живописи, и трепетное признание в любви к живой музыке, и веселый художественный трюк. Это значит, что Кики с Монпарнаса могла быть довольна.
Ман Рэй, «Скрипка Энгра», 1924-й год. Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду
Скрипка Энгра

Последние выпуски программы

Виолончелист

Картина «Виолончелист» написана была скорее всего в конце 1909 года, когда Модильяни в очередной раз поменял квартиру, устроившись в мастерской на Монпарнасе.

Впечатление Nº 3 (Концерт)

«Впечатление Nº 3 (Концерт)» Василия Кандинского – это живая материализация конкретного музыкального опыта. 2 января 1911 года в Мюнхене художник присутствует на концерте музыки Арнольда Шенберга.

Корова и скрипка

В этой картине все неожиданно и алогично, хотя для своего времени такой контраст – не такая уж и редкость. В 1913 году разрушение и гибель старых форм – довольно привычный контекст.