Эваристо Баскенис

  • 22 сентября 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Если был в мире художник, способный превратить скрипку или лютню в мертвую природу (сюжет натюрмортов), то это Эваристо Баскенис. Переревернутые, лежащие вниз грифом разрозненные инструменты, часто без струн, создают впечатление заброшенности и упадка. Вот бока лютни покрывает слой пыли, а на толстом фолианте в кожаном переплете лежит плесневеющий персик. Возможно, автор обращает нас к метафизическому размышлению о тщетности бытия и всего, что его составляет — в том числе, музыки, сопровождающей праздные дни? Человек духовного звания, Баскенис хорошо знал о сути таких размышлений. Однако в отличие от современных ему голландцев, нагружающих аллегорическим смыслом все предметы, с обязательным нравоучением, итальянец Баскенис смотрит на вещи легче и увлеченее. Его интерес может привлечь изящество формы, орнаментальный декор, занятность фактуры. Поэтому на другом натюрморте с музыкальными инструментами, а у него их десятки, пузатую лютню художник может снабдить розовой лентой, и такую же ленту нацепить на кончик смычка — играть с такими лентами неудобно, да и попросту невозможно. Зато эти банты добавляют изящество и равновесие в композицию.
Музыки на этих полотнах нет. Она еще не родилась или уже отзвучала. Она существует лишь на страницах тетрадей, исписанных нотами. Ее никто не слышит. Для Баскениса инструмент — это знак красоты, даже если он сведен к молчаливым геометрическим формам. Посещая охотно современных ему кремонских мастеров, Эваристо Баскенис с такой тщательностью запечатлел детали предметов, что сейчас этими натюрмортами пользуются специалисты-инструментоведы, пытающиеся разгадать загадку звучания раритетов Амати или Гварнери.
Эваристо Баскенис (1617–1677 годы). Его натюрморты с музыкальными инструментами представлены в миланской Пинакотеке Брера, Академии Каррара, венецианской Академии, музее театра Ла Скала и других собраниях мира.

Последние выпуски программы

  • 22 октября 2021

Урок музыки

В творчестве голландца Вермеера музыка – тема почти неисчерпаемая.

  • 20 октября 2021

Песня любви

Под кистью Антуана Ватто музыка и живопись ведут нескончаемый диалог.

  • 15 октября 2021

Юноша с лютней

Свою картину «Юноша с лютней» Микеланджело Меризи да Караваджо выстраивает как жанровую сцену и, одновременно, как натюрморт.