О профессии артистов балета
Выпуск 59
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Оперный театр состоит из десятков очень разных профессий, которые предполагают совершенно разный срок художественной и артистической жизни. Самые незащищённые в этом смысле, конечно, артисты балета, которые через 20–25 лет после начала карьеры уже входят в эпоху заката. Есть исключения, есть выдающиеся танцовщики, экстраординарные, которые и 30, и 40 лет танцуют и продолжают восхищать.

Но есть просто физика, с которой ничего не поделать: мышцы, суставы, которые с возрастом не становятся ни новее, ни лучше — эксплуатация сумасшедшая, и это суть профессии балетного артиста. Они ещё и травмируются бесконечно, суставы изнашиваются гораздо быстрее, чем у обычных людей. Поэтому эта профессия вызывает трепет, преклонение, бесконечное уважение и, в общем, для меня это ещё и огромная боль, потому что десятки моих любимых артистов на моих глазах потихоньку сходили с партий, со сцены. Счастье, когда они находят себя в другой деятельности — педагогической, репетиторской, менеджерской, какой угодно.
Если вопрос, как прийти в профессию, — это вопрос интересный, увлекательный и разнообразный, то как уйти из профессии — вопрос тяжёлый, почти трагический и трудноразрешимый.