Чему педагоги учатся у своих студентов
Выпуск 58
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Есть обратная сторона процесса обучения — то, почему мы, наверное, во многом и преподаём. Я, например, преподаю всю жизнь, потому что процесс обучения в художественном творчестве — это процесс взаимный. Наверное, в науке это не так. В художественных профессиях, кроме корпуса классических знаний, есть ежедневно меняющаяся жизнь, новые тексты, художественные тренды, язык нового поколения, нового времени, взгляд на жизнь новых людей. В процессе преподавания, в процессе обучения мы, педагоги, имеем уникальную возможность слышать непосредственно в аудитории голос нового поколения, нового времени.
При всех нелепостях и неуверенности первых шагов в профессии, сложностях, иногда кажущихся непреодолимыми трудностях в понимании, потому что для детей XXI века погрузиться в ткань природы оперы XVII века — достаточно сложно. Как найти мостики понимания, как новое поколение находит эти мостики — бесценный опыт и для нас тоже, потому что как педагог я заново наблюдаю процесс познания.

В художественном творчестве, в отличие от точных наук, ты не можешь просто механически выучить то, что до тебя было открыто. Закон Ньютона не зависит от того, кто тебя слушает… Есть, конечно, люди, которые упорно отрицают, что Земля круглая, чем вызывают у меня некий трепет и восхищение. Тем не менее, нравится тебе или не нравится, у электрона такой заряд, другого просто нет, и твоё субъективное ощущение не имеет никакого значения.
В художественном творчестве всё ровно наоборот. То, что вчера казалось шедевром, сегодня для человека уже другого времени, другой эпохи не есть факт, и надо заново этот шедевр для себя открывать, чтобы затем его воплотить. Даже если человек клянётся на партитуре «Евгения Онегина», что он просто жизнь положит в защиту Петра Ильича Чайковского или Константина Сергеевича Станиславского, не верьте, потому что это будет «Евгений Онегин» уже другого времени. И, понаблюдав как педагог за этим переоткрытием, я потом как практикующий режиссёр уже смотрю другими глазами на эти произведения.